Мэтью Джеймс О’Брайен (Matthew James O’Brien) — фотограф из Сан-Франциско, чьи работы прославляют человечество и мир природы. Он изучал зоологию в Калифорнийском университете в Беркли и всеми силами старается донести красоту мира посредством своих фотографий.
Во всех его работах, независимо от жанра, есть одна объединяющая тема — поиск красоты в любых обстоятельствах. Это может быть съемка городских улиц и закоулков школ Окленда, сельской местности Синалоа, Мексики, которая оказалась под властью наркобизнеса, умирающей общины фермеров недалеко от залива от Сан-Франциско или разоренной войной Колумбии.
Его работы выставлялись и собирались различными учреждениями, включая Библиотеку Конгресса, Хьюстонского музея изобразительных искусств, Калифорнийского музея фотографии, Музея Фриса (Нидерланды), Музея художественной науки (Сингапур) и Музея современного искусства Картахены (Колумбия). Среди наград, которые получил Мэтью Джеймс О’Брайен, — премия Международного фонда документальной фотографии Mother Jones, грант на наследие сообщества от Калифорнийского совета по гуманитарным наукам и стипендия Фулбрайта.
В этой статье представлена серия поляройдных фотокарточек, которые вошли в проект No Dar Papaya, его одиннадцатилетнего исследования Колумбии, проект, который впоследствии стал книгой «Icono Editorial / Placer Press».
О’Брайен также работает с видео и преподает фотографию на английском и испанском языках. Он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Университете Антиокии и Университете Медельина в Колумбии, среди других мест. Его работы появлялись в публикациях от The Washington Post до Camera Arts. Его любимыми клиентами для работы являются неправительственные организации, которые работают, чтобы сделать мир лучше.
Когда отмеченный наградами фотограф обращается к вам по поводу документального проекта на пленку Polaroid, над котором он работал в течении более 10 лет, а у вашей аудитории сильная связь с аналоговой фотографией, вы, как правило, не отказываетесь от этого предложения.
Проект, над которым он работает в течение 10 лет, связан с документированием и показом миру Колумбии, о которой никто не слышит. Когда большинство людей задумываются об этой стране, люди обычно вспоминают кофе и Пабло Эскобара, но в Колумбии гораздо больше всего интересного, чем эти клише. Этот проект называется No Dar Papaya, и Мэтт даже собрал средства на Kickstarter, чтобы получить финансирование для своей книги по этому проекту.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
Мэтью Джеймс: Я изучал зоологию в колледже, но через несколько лет после учебы я понял, что у меня нет той страсти к науке, которой восхищались профессора, которыми я восхищался когда-то. Меня больше интересовали творческие и выразительные занятия, такие как фотография и кинопроизводство. Поэтому я начал посещать занятия фотографией в художественной студии в кампусе U.C Berkeley, где я изучал основы разработки черно-белой пленки и печати в темной комнате.
Мне это очень нравилось, а когда ты в восторге от чего-то, ты продолжаешь это делать, и ты становишься профессионалом в этом деле. Положительные отзывы были очень обнадеживающими, и я чувствовал, что так много я хотел исследовать и говорить о мире вокруг меня с помощью фотографии, и я был вдохновлен, и поэтому я просто продолжал это делать.
Что заставило вас начать снимать на Polaroids и Instant film?
Мэтью Джеймс: Я сделал много документальных работ, в том числе Back to the Ranch и все это было снято на камеры моментальной печати. Мое исследование ранчо в Восточном заливе, напротив Сан-Франциско, и его гибели из-за урбанизации, и Looking for Hope, исследование опыта государственной школы и взросления в центре города Окленд. Я обнаружил, что с моей документальной работой я в конечном счете создам тонны изображений, даже хороших, чем я когда-либо мог использовать, и это могло стать чем-то громоздким и пугающим, а я хотел другой подход. Как и многие художники, я не хотел продолжать делать одно и то же. Вы ищете разные способы передачи идей.
Мне всегда нравился внешний вид Polaroid. Мне нравится мягкость и характерная цветовая палитра. Я выиграл камеру Polaroid 690, ту, которую я использовал в Колумбии, на конкурсе, так что это было действительно случайно, что я начал работать с пленкой Polaroid 600. Я сделал несколько фотографий здесь и там на эту камеру, в основном снимал портреты, и я полюбил то, что вышло, но мне не приходило в голову делать проект широкого масштаба на Polaroid, пока я не посетил Колумбию.
С Polaroid изображения не просто отличаются от цифровой и стандартной пленочной фотографии, они попросту требуют от вас совсем иного подхода к работе. Вы не можете снимать много, потому что пленка и картриджи дорогие и теперь дефицитный продукт, так как то, что я выбрал уже не производится с 2008 года.
Когда изображение выходит из камеры, вы должны сделать паузу, чтобы дождаться проявки, и когда вы фотографируете людей, это меняет динамику. Поэтому вы должны быть более обдуманными при съемке. Вы в значительной степени делаете только один кадр, поэтому вам лучше сделать его хорошим. Камера имеет много ограничений, и мне нравилось работать с этими ограничениями, потому что, как я уже сказал, я искал новый подход.
В моей предыдущей документальной работе я использовал различные объективы, что является одним из способов создания разнообразных изображений, чтобы передать много идей, что мне всегда нравилось делать. Но с камерой Polaroid у вас есть один объектив. Кроме того, кадр может быть трудно компоновать с этой камерой, и она медленная, поэтому она не очень подходит для экшн-изображений. В книге их несколько, но их не так много. Когда вы снимаете со вспышкой, вы теряете эту замечательную цветовую палитру, поэтому я не снимал ночью. Таким образом, мне пришлось придумать новые способы создания работы, которая имела бы множество образов, чтобы попытаться передать многие идеи, которые мне было интересно передать, но работая в рамках этих ограничений.
Как вы попали в путешествия и документальную фотографию?
Мэтью Джеймс: есть фотографы, которые делают сложные постановочные работы, студийные работы, чьими работами я восхищаюсь, но меня никогда не привлекало это. Я всегда чувствовал, что фотография в лучшем виде раскрывает что-то о человечестве и мире, как он есть, так сказать, и меня гораздо больше интересовал этот подход. Поэтому я начал снимать рядом с домом. Моим первым большим проектом был Back to the Ranch. Мои двоюродные братья — владельцы ранчо через залив от Сан-Франциско, и в детстве я проводил время на ранчо и любил его.
Когда я начинал с фотографии, меня привлекала эта тема, потому что мне нравилось быть там, я чувствовал, что мне есть что сказать, и я находил это интересным на многих уровнях: я должен был быть на природе, я исследовал другую культуру со всеми этими интересными отношениями между людьми и животными и землей, и по мере продвижения проекта я изучал столкновение культур, поскольку образ жизни скотоводов вытеснялся из этого района из-за урбанизации и потери сельскохозяйственных угодий, и он был визуально очень богатым.
Сразу после колледжа я работал стажером над документальным фильмом, и из этой работы я узнал о написании грантов. И поэтому с этим первым крупным проектом мне удалось получить некоторую грантовую поддержку, и работа была выставлена и опубликована много раз в галереях, потому что, помимо фотографии, она была о других вещах, которые интересовали людей и средства массовой информации, включая сельское хозяйство, историю Калифорнии и экологические проблемы.
Эти успехи побудили меня продолжать работу. Вскоре после этого я преподавал в государственных школах Окленда, и, хотя я не планировал снимать там, я просто оказался вынужденным, потому что я был в такой богатой среде — культурно и визуально и с этой замечательной энергией молодости — что мне просто нужно было это сделать, и именно так родился фотопроект «В поисках надежды».
И с точки зрения фотографии путешествий, ну, вы вкладываете свое любопытство и навыки, которые вы приобретаете как фотограф во время этих проектов, в ситуации и проекты за рубежом, и поскольку мне нравится быть среди других культур и учиться у других культур и иметь естественное любопытство, я нахожу, что мои чувства как фотографа часто действительно стимулируются, когда я нахожусь в новой культурной среде.
Когда вы приехали в Колумбию, что вдохновило вас на создание проекта по документированию людей там?
Мэтью Джеймс: сначала я поехал в Колумбию, чтобы сфотографировать проект, который смотрел на страну через призму конкурсов красоты, Royal Colombia. Это был проект, который я снимал в течение 18 дней ну цветную пленку. Но перед поездкой у меня просто было ощущение, что Polaroid будет лучше в этом плане для проекта в Колумбии. В то время я сделал только несколько изображений Polaroid, но они мне очень понравились, и некоторые из них появились в книге. В следующем году меня пригласили на выставку и преподавание, и я принес свою камеру Polaroid, думая, что там может быть очередной проект.
В большинстве моих предыдущих документальных работах были конкретные темы и темы, которые я изучал. В Колумбии, с Polaroid, я хотел более широкого, более экспансивного и диффузного подхода, больше похожего на «Давайте исследуем Колумбию без параметров». Как иностранец, вы видите вещи иначе, чем люди из этого общества. То, что может быть ничем не примечательным и обычным для колумбийцев, может быть действительно интересным или красивым для меня со свежим взглядом, и я думаю, что это объясняет мой энтузиазм выполнять эту работу. Я был в этой культуре новичком и для меня все было увлекательным, и я хотел передать кое-что из того, что я испытывал другим. Другим элементом этого также является то, что изображения из Колумбии в средствах массовой информации, как правило, касаются войны, насилия и незаконного оборота наркотиков. Это было не то, что я снял там, и это не то, что меня привлекает как фотографа или как человека. Меня привлекают красота, творчество и юмор, и я нашел много этого в Колумбии, и мне было очень интересно попытаться передать это через карточки Polaroid.
Как американец, какие приготовления вы предприняли перед поездкой в Колумбию? Очевидно, что нам всегда говорят о том, насколько это опасно, но, помня об этом, насколько приятно вы были удивлены тем, насколько это отличается оттого, что изображают СМИ?
Мэтью Джеймс: честно говоря, я не готовился как-то по-особенному, с точки зрения моей безопасности в первый раз, когда я туда поехал. Я помню, как сказал своей обеспокоенной матери, чтобы развеять ее страхи: «Я собираюсь снимать конкурсы красоты. Насколько это может быть опасно?». Но я помню свою первую ночь в Боготе, люди предупреждали меня не выходить ночью в районе, где я останавливался, потому что это было опасно. Это меня очень поразило.
Когда я впервые поехал, в 2003 году, Колумбия считалась гораздо более опасной, чем сейчас. Очень немногие люди поехали бы туда в то время. Все значительно изменилось, и теперь в Колумбию ездят много туристов, в том числе и американских туристов. Но это в основном связано с изменением обстоятельств вооруженного конфликта. Повстанческие группировки не удерживают ту территорию, на которой они привыкли быть, они не ставят дорожные заграждения и не занимаются похищениями, как раньше, так что в этом отношении это место намного безопаснее. Но в стране много преступности и отсутствия безопасности, особенно в городах. Название книги No Dar Papaya — это выражение, уникальное для Колумбии, которое означает не показывать никаких уязвимостей, не быть легкой мишенью. Он отражает менталитет, который отражает историю страны – 51 год войны – и современную реальность.
Так что, я думаю, вы могли бы сказать, что я не был сильно удивлен тем, насколько безопасна страна и как это отличается оттого, что изображают СМИ, но скорее я был действительно очарован тем, что среди этих условий вооруженного конфликта, высокой преступности и сложных экономических обстоятельств есть вся эта радость, творчество, характер и красота. И это в центре внимания работы.
Когда люди снимают на пленку мгновенной печати, они часто дают своему объекту копию. Означает ли это, что вы прошли через множество изображений?
Мэтью Джеймс: В первые годы проекта я раздал много поляроидов. Вы могли купить картридж в Колумбии, ведь тогда их было много вокруг. Мне нравится иметь возможность делиться своими фотографиями, и много раз у людей, которых я фотографировал, не было много средств, и поэтому мне очень нравилось давать им фотографии. В последние годы проекта, когда они больше не производили пленку, мне пришлось положить конец этой практике, иначе я не смог бы завершить проект. Поэтому, если бы я был в каком-то месте в течение какого-то количества времени, я бы сделал отпечатки, сделанные из сканов поляроидов в фотолабораториях, а затем принес бы людям отпечатки.
Но я помню, как в 2011 году однажды я был в отдаленной, лесистой местности недалеко от границы с Панамой. Однажды утром около восхода солнца несколько детей и подростков из коренной общины играли у реки. Они были очень дружелюбны, и я сделал кучу фотографий с помощью моей цифровой камеры, а также несколько с моим Polaroid. Отец некоторых детей смотрел, и он дал мне знать, что он хотел бы несколько поляроидов. Как я мог сказать «нет»? Поэтому я сделал портреты двух семей, а также молодой женщины с ребенком. Я написал дату, место и свое имя на обратной стороне каждого полароида. Затем я передал их молодой женщине, и она собиралась положить их в сумку поверх нее, если она будет полна вещей. Я сказал: «Подождите», а затем вырвал несколько листов из своего блокнота и собрал конверт, потому что хотел, чтобы они знали, что это ценные вещи, и вы должны заботиться о них. Две семьи шли в одиночку по тропинке вдоль реки, а затем направились в лес. Мне нравится думать, что где-то глубоко в лесу эти семьи все еще хранят эти фотографии и ценят их.
Поговорите с нами о снаряжении, которое вы использовали, и о том, как вы подходили к людям, чтобы сделать для них эти фотографии. Каков был процесс и испугался ли кто-нибудь вас?
Мэтью Джеймс: Камера Polaroid 690, выпущенная в 90-х годах. Вот на что я снимал. Она помещается в плоскую длинную коробку, которая защищает ее и облегчает переноску. У камеры есть управление экспозицией, и оно очень простое, пластиковый белый циферблат с одной стороны, черный с другой, который вы поворачиваете в любом направлении. Обычно у меня он был в большом фанни-паке, который я обычно носил спереди. В упаковке у меня была бы дополнительная коробка или две пленки, а также пустая коробка, чтобы поместить отпечатки. Они могут быть повреждены, если их оставить без защиты, и плохо сохраняются, если на них оказывает давление во время процесса, поэтому маленькая коробочка дает им пространство и защиту, в которых они нуждаются.
Я преподаю фотографию, и одна вещь, которую я всегда пытаюсь внушить своим ученикам, – это важность взаимопонимания в создании фотографий людей. Это взаимопонимание может прийти из-за того, что вы знаете человека долгое время, возможно, они семья или друзья, или может быть мгновенное взаимопонимание. Поскольку я занимался проектом в течение одиннадцати лет, я был во многих разных ситуациях, когда я фотографировал. Некоторые из людей на моих фотографиях, которых я знал до того, как сделал фотографии, например, некоторые из портретов в книге принадлежат моим друзьям и ученикам. В других случаях у меня, возможно, был разговор с незнакомцем, которого я где-то встретил, и я рассказывал им о своем проекте и о том, хотели бы они сфотографироваться? Чтобы сделать хорошие, привлекательные портреты, вы должны привлечь человека (людей), которого вы фотографируете — Мои портреты – это о сотрудничестве.
Как правило, люди дружелюбны, и много раз люди были польщены тем, что вы хотите их сфотографировать. Вы чтите их, потому что вы сообщаете им, что они настолько важны, что вы хотели бы приложить усилия, чтобы сфотографировать их. Конечно, есть люди, которые застенчивы, и люди по какой-то причине, которые не хотят фотографироваться, и это нормально. Я всегда уважал это.
Большую часть времени, как только я открывал рот, и люди слышали мой акцент, они понимали, что я не угроза и не несу ничего плохого, и тогда они могли чувствовать себя непринужденно. И, как правило, чем комфортнее людям было при фотографировании, тем лучше получался портрет, потому что они более раскрывают себя.
Какое ваше самое любимое изображение из поездок и почему?
Мэтью Джеймс: у меня нет фаворита, потому что их так много, и я сделал их при стольких разных обстоятельствах и даже на разных этапах моей жизни, и поэтому они имеют разное значение для меня. Но должен сказать, что мне очень нравится изображение обложки. Это пляжная сцена с дощатым настилом, пальмами и мотоциклом. Это вызывает ностальгию по другой эпохе, и для меня это красивый, радостный образ, и он может положительно влиять на людей, и мне нравится идея моей работы, затрагивающей людей в позитивном ключе.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[nodarpapaya.com], [instagram.com/matthew_jameso]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube