Фотограф Вилле Кансанен родился в Эспоо, Финляндия в 1984 году, изучал фотографию в Школе искусств Глазго, а затем переехал в Лос-Анджелес, чтобы продолжить карьеру художника в 2008 году. Когда аналоговая фотография стала постепенно уступать цифровой, Вилле и его творчество постепенно адаптировалось под новый мир технологий, однако его фотография также осталась качественной, концептуальной — на грани искусства и провокации, подымая вопросы одиночества, защиты природы и прочих важных для фотографа тем. В конечном счете карьера фотографа привела его в Калифорнию, США, где он продемонстрировал свои работы, а также построил карьеру в графическом дизайне. Частично это могло бы объяснить его проект «Шествие призраков», который в том числе представлен в этом интервью.
Работы Вилле Кансанена были представлены в нескольких печатных и онлайн-изданиях, таких как American Photo Magazine, GUP Magazine, SFAQ и Diffusion Magazine. В 2015 году он получил премию Lucie Award и был выбран фотографом года по версии IPA Fine Art Photographer of the Year. Он участвовал в индивидуальных и групповых выставках на международном уровне.
Большая часть работ автора создавалась в пустыне, где геологическое время становится видимым; где обитаемый ландшафт достигает своего конечного состояния; и где культурная память о древних религиях остается осязаемой. Именно в этих условиях Вилле строит свои изображения, часто из нескольких экспозиций и в течение длительного периода времени.
Год за годом он возвращается в одни и те же пустынные места на несколько недель. Живя и работая на своем рабочем грузовике, он конструирует инсталляции из дерева, досок, веревок, канатов, местных камней и почвы. Часто он восстанавливает и перерабатывает материалы из обветшалых установок, оставленные на месте в предыдущие месяцы и годы. А в конце съемки он собирает все материалы для того, чтобы от его присутствия не осталось и следа. Для Вилле фотография представляет собой пространство для формирования внутренних духовных отношений с природой.
Награды Вилле Кансанена:
- 2015 Люси. Главная награда конкурса. Открытие года.
- Международная выставка фотографии 2015 года. Художественный фотограф года.
- Награда International Kontinent Awards 2014. Художественный фотограф года.
Персональные выставки Вилле Кансанена:
- Сеул, Южная Корея. Март 2020 года. Философский камень (спектакль, 3 человека). Дацский художественный музей.
- Форт-Коллинз, Колорадо. Апрель 2017 г. Центр художественной фотографии.
- Берлин, Германия. Март, 2016. Galerie Hiltawsky.
Распространенное заблуждение, что его проект «Шествие призраков» посвящен депрессии; для Вилле это скорее проявление себя. Депрессия, однако, была катализатором для сериала, как и попытка передать эмоции в образы.
Серия сочетает в себе сюрреализм, личные элементы, пейзажи и портретную живопись, чтобы превратить ее в настоящее произведение изобразительного искусства.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
Вилле Кансанен: Я хотел быть художником, но рисовать невероятно сложно и что самое прискорбное — долго; Я хотел создавать детализированные композиции так быстро, как только мог придумать идеи. У меня не хватило на это внимания, хотя у меня были приличные навыки рисования. Кроме того, помимо пленэра, вы застреваете в студии, и я обнаружил, что это очень ограничивает. Мне нравится находить места и быть в мире. Я вырос на компьютерах, потому что мой старший брат был энтузиастом – компьютерщиком. У нас были Commodores, Amigas и ПК, а у всех моих друзей были Nintendos. Я постоянно играл с графическим ПО, поэтому, когда цифровая фотография стала доступной, все встало на свои места.
Внезапно фотография стала чем-то в цифровой сфере, она показалась мне новой и безграничной. Это сформировало мою личную философию фотографии, заключающуюся в том, что фотоаппарат — это аппарат для захвата визуальных объектов в пространстве, которые должны быть организованы художником для передачи эмоций и идей, а не для фиксации определенных моментов или проведения наблюдений.
«Шествие призраков» — очень интересный сериал, в котором рассказывается о вашей борьбе с депрессией и о том, как вы восстанавливаете свою жизнь. Так почему же вы выбрали фотографию как средство, которое должно было и, судя по всему, помогло вам выйти из этого состояния?
Вилле Кансанен: это распространенное заблуждение о сериале. В то время как моя борьба с депрессией действовала как катализатор и своего рода средство прояснения деятельности в моем сознании; эта работа не о депрессии или выходе из депрессии; она о появлении «я», сознания и нашей деятельности как развивающихся и незавершенных существ в природе. Эмоциональный опыт выхода из депрессии служил каналом для наблюдений за тем, как, на мой взгляд, наши тела, разум, эмоции и дух создают наши переживания. Я считаю, что притворяться, будто существует волшебная пуля, которая лечит депрессию, стресс или тревогу, очень привлекательно и опасно; лекарства не существует, и моя работа ничего не «вылечила» и даже не решила ничего.
Работа действительно помогла мне почувствовать себя более комфортно, и это дало мне место, куда можно было бы пойти, когда я чувствовал, что мне некуда или не к кому обратиться. Я думаю, что все художники так относятся к своей работе, как будто она их самый верный друг.
На самом деле многое из этого связано с ощущением и переводом эмоций в образы. Итак, оглядываясь назад на серию, что, по вашему мнению, продиктовало творческое видение проекта до сих пор и в каком направлении вы хотите его развить?
Вилле Кансанен: Я думаю, что в основе работы лежит вера в то, что неизвестные части моего разума могут передавать более глубокие истины, чем фильтр социального, психологического и культурного сопротивления, который влияет на мой опыт сознания и то, как я генерирую идеи. Я предпочитаю быть в одном лагере с сюрреалистами, такими как Леонора Каррингтон, которая подчеркнула, что художники обитают в визуальном мире, который нельзя объяснить никакими другими терминами.
Однако, к вашему мнению, я стараюсь прежде всего выражать чувства и стараюсь не чрезмерно интеллектуализировать эмоциональные переживания. Только структура, в которой они пребывают, может быть интеллектуализирована, и даже это часто бывает довольно глупо. Работа продиктована акцентом на чувствах, а не на фотографиях. Я не хочу, чтобы работа просто исчезла или где-либо находилась. Художник делает то, что хочет. Я просто стараюсь не вмешиваться в процесс своего творчества и молюсь, чтобы увидеть, что это за тонкая красная линия, чтобы я мог создать сплоченность и структуру. Я просто творю не загружаю голову сложными идеями.
Ваши образы очень специфичны в использовании цветов и ощущении почти ненасыщенности. Как, по вашему мнению, это помогает вам сказать, что вы пытаетесь передать?
Вилле Кансанен: Я люблю то, что находится между выбором и направлениями. Я предпочитаю быть где-то между черным и белым и цветным. Еще я люблю рассеянный свет. Даже в пустыне в полдень, в безоблачный день часто бывает слой пыли, который заполняет и фильтрует свет. Он создает этот красивый экран на горизонте и чудесным образом смешивает его с небом.
Комбинация диффузии и обесцвечивания придает мягкость и полупрозрачность, которые мне очень нравятся. Я думаю, что мой выбор цвета также продиктован попытками имитировать, как холодный воздух меняет свет. Для меня это свет Финляндии, моей родной страны. Я, наверное, немного романтизирую это, но мне все равно.
Вы когда-нибудь сидели там и занимались раскадровкой сцены и думали про себя, что собираетесь ставить цели, чтобы в конечном счете добраться до определенных сцен?
Вилле Кансанен: вы совершенно правы. У меня есть довольно четкие представления о том, чего я хочу достичь задолго до того, как я фотографирую. В некотором смысле, большинство моих изображений представляют собой серии изображений из-за того, как они составлены, организованы и собраны. В моем фотографическом процессе есть хореография и структура, которые иногда требуют очень тщательного планирования и практики.
Все это планирование важно, но ключ к хорошей работе — оставлять место для адаптации, игр и случайностей. Вот где находятся дары, если вы держите свое сердце открытым. Иногда я плохо справляюсь с этой задачей, потому что мне нравится держать все под контролем. Контроль переоценен.
Как вы подходите к выбору изображений со съемок, чтобы показать их миру? На что похож психический процесс?
Вилле Кансанен: для меня труднее всего перебороть эстетику и спросить себя: работает ли это? Создание красивого изображения — это здорово, но само по себе бессмысленно. У меня также есть много личных проблем, которые нужно преодолеть, потому что я использую свое тело. Я должен отказаться от опасений по поводу показа части себя неудобным образом и попытаться быть объективным в том, как я выражаю себя. Однако все сказанное требует определенной технической строгости. Я верю в надежную работу, в которой высокий уровень технического мастерства сочетается с глубоким концептуальным мышлением.
Итак, если изображение технически слабое, оно автоматически обрезается. У меня также есть несколько близких товарищей, которым я отправляю изображения для обратной связи. Они неоценимы в процессе редактирования, потому что я слишком близок к своей работе. Я особенно ценю важность откровенно честной обратной связи, поскольку я хочу почувствовать дискомфортное пространство для совершенствования и роста.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/villekansanen], [villekansanen.com], [facebook.com/VilleKansanen]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube