Джейсон Де Фрейтас — 28-летний мужчина с южного побережья Нового Южного Уэльса, Австралия. Днем он авиационный инженер, а ночью – «сумасшедший ученый» и астрофотограф.
Как говорит Джейсон, изначально астрофотография интересовала его больше, чем фотография в целом — тот факт, что такие потрясающие снимки космоса могут быть сделаны любителями прямо из своего дома, попросту удивляло Джейсона. Более того, его как практикующего инженера попросту привлекала и сама техническая часть астрофотографии, поэтому он, недолго думая сделал именно этот жанр своим основным увлечением в фотографии. Днем он работает инженером, но, когда приходит ночь, он погружается в съемку звезд и звездных пейзажей на свою аналоговую камеру. За долгие годы практики Джейсон обнаружил, что съемка на пленку действительно не только замедляет его, но и делает его лучшим фотографом.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
Джейсон: Меня всегда тянуло к фотоаппаратам с раннего возраста, но я никогда не решался углубленно изучать фотографию. Около 5 лет назад я переехал в новый город в поисках работы — я переехал из большого города в небольшой прибрежный городок, поэтому я подумал, что было бы отличным хобби исследовать окрестности. Это открыло во мне новую творческую сторону и быстро превратилось в сильную страсть.
Что побудило вас заняться астрофотографией?
Джейсон: изначально астрофотография интересовала меня больше, чем фотография в целом — меня попросту удивил тот факт, что такие потрясающие снимки космоса могут быть сделаны любителями из дома. Меня как инженера привлекли технические аспекты астрофотографии. Сначала я решил, что будет разумнее познакомиться с зеркалкой и фотографией в целом, прежде чем приступать к серьезной астрономии. В какой-то момент я влюбился в искусство фотографии и, что удивительно, в кино как в медиа, но мой интерес к астрофотографии не угас. Сейчас я пытаюсь подойти к астрофотографии скорее с художественной точки зрения, чем с технической точки зрения.
Возникает более серьезный вопрос: что побудило вас заняться астрофотографией на пленку?
Джейсон: это один из вопросов, который мне часто задают, и самый простой ответ — потому что я люблю снимать на пленку. Я думаю, вы можете упростить вопрос до того, почему кто-то решает использовать пленку в 2021 году. Некоторые люди могут возразить, что предпочитают внешний вид пленки, но мне просто нравится этот процесс. Это действительно изменило мой подход к фотографии — клише о пленке, действительно замедляющее вас и заставляющее задуматься о том, что стоит фотографировать, действительно помогло мне развиваться как фотографу.
Изначально моя астрофотография на пленку начиналась с более логичной основы со звездными следами. Я действительно считаю, что пленка — отличный носитель для звездных следов, поскольку вы можете создавать настоящие непрерывные следы, в отличие от методов наложения с помощью цифровых камер.
Я бы установил пленочную камеру и дал ей экспонироваться в течение нескольких часов, делая фотографии Млечного Пути и таймлапсы с моей цифровой зеркальной камерой. Поскольку я начал снимать все больше и больше на пленку в своей основной фотографии, моя зеркалка использовалась только для фотографий Млечного Пути.
Идея запечатлеть Млечный Путь на пленку всегда была у меня в голове, может быть, просто чтобы посмотреть, смогу ли я. Сложность заключалась в большей мотивации, чем в чем-либо еще — он определенно не лучше, надежнее или проще цифрового, но результаты были гораздо более удовлетворительными. Я всегда стесняюсь показаться претенциозным или сентиментальным, когда говорю о пленке, но есть что-то особенное для меня в фотонах звезд и туманности, которые я фотографирую, они имеют прямую реакцию на пленку, которую я держу в руках в конце процесса. Особенно, когда я использую слайд-пленку.
Итак, когда вы делаете что-то вроде 90-минутной экспозиции, чем вы обычно занимаетесь, чтобы скоротать время? Как вы принимаете все меры предосторожности, чтобы убедиться, что все сделано правильно?
Джейсон: Моя самая длинная экспозиция до сих пор составляла 3 часа (для широкоформатных снимков Млечного Пути) — часто у меня с собой несколько камер, поэтому, пока одна снимает, я могу настроить другую для съемки звездного следа или настроить свою зеркалку и снять таймлапс. Когда все работает само по себе, я обычно могу дождаться окончания процесса в своей машине — я могу поставить будильник и попытаться поспать час или два или посмотреть фильм.
Не секрет, что главное правило – это все правильно настроить. С пленкой вы не получите никакой обратной связи до окончания сеанса, поэтому вам просто нужно настроить все как можно точнее, а затем действовать. У меня было много неудач, но каждый раз я становился немного лучше и увереннее пробовал делать более сложные снимки и более длинные выдержки. Это действительно мое путешествие сюда, каждый раз, когда мне удавалось сделать один снимок, я пробовал что-то посложнее — сначала я начинал с 35-миллиметровых снимков Млечного Пути и переходил к среднему формату и, наконец, большому формату (время выдержки от 15 минут до 3 часов соответственно.)
Сколько раз у вас были неудачи, которые вам в итоге понравились, на ваших кадрах, снятых на кинопленку?
Джейсон: неудач было много! Неудачи, которые мне нравились — ни на что не похожи. Мне не повезло со случайной двойной экспозицией или приятной утечкой света, мои неудачи обычно заканчивались полным провалом, когда в конце проявки оставался пустой рулон!
Вы делаете как слайд-пленку, так и негативную пленку. Но что вам нравится больше?
Джейсон: для астрофотографии — выбор пленки очень важен (в основном вам нужна пленка с низкой взаимностью). Обычно я снимаю на слайд-пленку из-за этого, но мне очень нравится иметь возможность держать слайд вверх и просматривать его. Я недавно купил слайд-проектор, и просмотр моих фотографий был одним из самых приятных моментов.
При этом цвета, которые Kodak Ektar 100 (негативная пленка) выдает для астрономии, действительно впечатлили меня, и я с нетерпением жду возможности распечатать некоторые из своих негативов в своей фотолаборатории.
Вы когда-нибудь пробовали делать ваши снимки в цифровом виде? Какие самые большие отличия для вас помимо процесса постпродакшна?
Джейсон: Я делал эти снимки в цифровом виде, но обычно для того, чтобы упростить съемку на пленочный фотоаппарат. Ночью в видоискатель ничего не видно, тогда как с помощью цифровой камеры вы можете сделать быструю экспозицию, а затем скорректировать композицию.
Очевидно, что главное отличие — время выдержки. Вы можете делать снимки Млечного Пути с помощью штатива и зеркальной камеры, но с пленочной камерой вам нужно использовать звездный трекер. Я никогда не использовал свою зеркалку на своем трекере, чтобы попытаться совмещать кадры, которые могут дать потрясающие результаты, я был слишком одержим задачей сделать снимки на пленку, и слишком мало ночей с хорошими условиями для астрономии мне довелось увидеть.
Какое предварительное планирование идет на каждый снимок?
Джейсон: обычно планирование включает в себя определение погоды, пробные снимки на цифровую камеру, выбор места и предмета съемки в небе. Например, снимок созвездия Рака в южном полушарии виден над горизонтом только в течение нескольких часов в течение нескольких месяцев в году. Обычно я использую такую программу, как Stellarium, чтобы найти, где объекты будут располагаться в небе по мере прохождения ночи.
Большая часть планирования больше связана с ожиданием подходящих условий — ночь, близкая к новолунию, без облаков — это то, что я ищу (пока у меня не будет оборудования для фотографирования Луны). Для конкретных объектов я также жду подходящего времени года, когда они будут видны в моем местоположении!
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/jase.film], [jasondefreitas.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube