Майкл Ханке (Michael Hanke) – знаменитый фотограф документалист родился в 1972 году в Кладно, Чешская Республика. Его карьера как фотографа началась поздно в возрасте 40 лет. Однако уже через год Майкл Ханке стал получать престижные награды за свою работу как на региональном, так и на международном уровне. С самого начала своей карьеры он посвятил свою работу гуманистической черно-белой документальной фотографии, уделяя особое внимание долгосрочным проектам.
Майкл Ханке двукратный победитель World Press Photo. В 2017 году он получил 2-е место за серию фотографий, на которых он запечатал захватывающую атмосферу юношеских шахматных турниров. В 2019 году Майкл получил 2-е место за серию фотографий, на которых запечатлена повседневная жизнь спортсмена-инвалида Зденека Сафранека.
Кроме того, Майкл Ханке стал вторым чешским фотографом, которому удалось не раз преуспеть на конкурсе World Press Photo за долгую 62-летнюю историю существования этого фотоконкурса.
Наш сегодняшний гость получил множество престижных наград помимо World Press Photo:
Награды World Press Photo
- 2019, 2 место, Спортивные истории, Никогда не видел, чтобы он плакал
- 2017, 2 место, Спортивные истории, Молодежные шахматные турниры
Награды Czech Press Photo
- 2017, Шорт-лист, Повседневная жизнь, Бальный сезон
- 2016, Шорт-лист, Спорт, День на скачках
- 2015, II премия, Искусство и развлечения, Молодежные шахматные турниры
- 2015, Почётное звание, Искусство и развлечения, Авиашоу
- 2014, I премия, Искусство и развлечения, Танцы для пожилых людей
- 2013, II премия, Искусство и развлечения, Цирк
Награда SONY WORLD PHOTOGRAPHY AWARDS
- 2016, Шорт-лист, Спорт, Молодежные шахматные турниры
Награды Photographer of the Year
- 2016, Награда, категория Люди-Дети, Детская мечта (из фото-серии «Авиашоу»)
- 2015, 3-е место, Спорт, Молодежные шахматные турниры
Привет, Майкл! Я думаю, что в каких-либо представлениях вас нашим читателям нет необходимости, поскольку о вашей работе широко говорят в фотографической среде, и вы регулярно сотрудничаете с международным проектом Fuji X Passion. В любом случае, не могли бы вы сделать краткую презентацию для тех единиц кто еще не слышал о вас?
Прежде всего, спасибо за возможность пообщаться с вами в этом интервью. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы. Если кратко, то я родился в Кладно, Чешская Республика, в 1972 году. Фотографом стал достаточно поздно в 40 лет и как вы правильно заметили, уже через год стал знаменитым в области документальной фотографии. С первых дней своей карьеры я посвятил свою работу гуманистической и социальной черно-белой документальной фотографии, я уделяю особое внимание долгосрочным проектам. Мои работы были пять раз отмечены наградами на признанном конкурсе Czech Press Photo, а в 2016 году мои фотографии вошли в шорт-лист крупнейшего в мире фотоконкурса Sony World Photography Awards за серию работ, отражающих захватывающую атмосферу юношеских шахматных турниров, а в 2017 году занял 2-е место на самом престижном фотоконкурсе в мире — World Press Photo.
2017 год не мог начать для вас лучше верно? Получение такой престижной награды, как World Press Photo Foundation можно считать признанием вашей работы в мире фотографии и, на мой взгляд, это более чем заслуженно! С тех пор ваша жизнь сильно изменилась?
К счастью, не слишком много в ней поменялось. Я был доволен своей жизнью еще до того, как получил эту престижную награду, которую, конечно, очень ценю. Если бы мне пришлось сказать это вкратце, то, возможно, самым большим изменением является то, что теперь за мной более пристально наблюдают как профессионалы, так и любители в области фотографии. Многие люди, вероятно, не понимают, как это возможно, что человек, впервые взявший в руки фотоаппарат пять лет назад, мог так быстро дойти до того, что был награжден World Press Photo, самом престижном в мире конкурсе фотожурналистов. Тем более, когда он (говорит о себе) еще и использует самую старую модель камеры Fuji X, а именно — X100 (смеется).
Ваша фотосерия «Шахматы | Молодежные турниры», которая была опубликована в октябре 2016 года в крупном журнале действительно потрясающая, рассматривая серию я сразу почувствовал, что эти изображения особенные. Вы прекрасно справились и смогли запечатлеть моменты напряжения и эмоций, пережитые во время этого соревнования. Из других ваших серий, почему вы выбрали именно эту для отправки на публикацию?
Я считал, что эта тема может затронуть многих людей во всем мире. Шахматы — международный вид спорта, известный людям во всем мире. Тем не менее, я не знаю ни одного другого фотографа, который попытался бы снимать этот вид спорта так же, как я, то есть с точки зрения самих шахматистов. Не только документирование самих турниров, но и попытка запечатлеть высокие эмоции и напряжение, которые часто упускаются из виду многими зрителями этого вида спорта.
Если бы мне понадобилась описать вашу работу одним словом, я бы выбрал: последовательность. И я говорю не только о тщательной обработке файлов, но в основном о том, как вы сливаетесь между людьми и фиксируете эти моменты почти так, как если бы вы были невидимы. Не могли бы вы объяснить, как вы это делаете, как это у вас выходит?
Да, я стараюсь быть невидимым, как и все фотографы, занимающиеся документальной фотографией. Думаю, у меня все хорошо из-за моего дружелюбного характера. Я надеюсь, что вскоре люди почувствуют себя комфортно со мной и расслабятся. Обычно я возвращаюсь в одно и то же место неоднократно, поэтому люди привыкают ко мне и перестают меня воспринимать. Еще одним фактором, который, безусловно, способствует моей большей невидимости, является скромный размер и звук моей камеры.
Говоря об обработке файлов, сколько времени потребуется для экспериментов и самообучения, пока вы не разработаете свой собственный способ представления реальности? Каким был этот процесс с тех пор, как вы впервые попали в мир фотографии?
Думаю, довольно скоро я создал свой собственный фотографический стиль. Возможно, это было потому, что меня не так сильно интересовали технические и теоретические вопросы, и с самого начала я был очень сосредоточен на том, ЧТО я фотографировал, а не на том, как, с какой камерой и так далее. Я позволил себе руководствоваться своим сердцем. Конечно, за первые два года я создал свой собственный угол зрения на события и истории, происходящие вокруг меня. Я предпочитаю слегка заниженный вид съемки, чтобы зрители больше увлекались сюжетом, особенно в шахматных турнирах.
Была ли эта награда хорошим поводом для обновления вашего оборудования или вы все еще используете тот же старый (но хороший) Fuji X100?
Я все еще использую одну камеру, уже упомянутую вами Fuji X100. Я очень привык к этой камере и не хочу оставлять ее только для более новых, технически совершенных моделей. Может быть, у меня есть еще одна причина для этого. Большинство людей задают мне 90% вопросов о модели камеры, которую я использую. Мне становится грустно, когда я вижу, насколько люди ошибаются, когда думают о том, что действительно важно в фотографии. Я не говорю, что качество используемой камеры не имеет значения, но влияние самой камеры на полученную фотографию действительно незначительно. Так что каждый раз, когда я отвечаю им, что использую X100, мне кажется, они на мгновение задумываются об этом.
Ежедневно люди стараются разрабатывать и публиковать много работ, чтобы очень часто обновлять свои веб-сайты и социальные сети. Напротив, вы работаете над своими проектами спокойно и настойчиво, без давления. Каждый проект выбран с умом, возможно ли это, потому что вы каким-то образом чувствуете связь с предметом, верно? Поэтому каждый из ваших проектов демонстрирует такую приверженность и близость к объекту? Каковы ваши критерии принятия решения о запуске новой серии?
Верно. Обычно меня не заставляют публиковать свою новую серию фотографий в спешке. Я не тороплюсь. Во-первых, я хочу обдумать сфотографированную тему для себя, изучить ее как можно глубже. Когда вы представляете свои фотографии, и это особенно актуально для долгосрочных серий, вы всегда проецируете частичку себя на финальную работу в виде серии фотографий. Хотя вы, конечно, никоим образом не вмешиваетесь в документированную реальность, вы влияете на получаемое впечатление и интерпретацию каждой фотографии и серии в целом своим стилем съемки.
Получив диплом в области информационных технологий и проработав в этой области более 20 лет, ваша фотографическая карьера не может быть более противоположной: разработка гуманистических и социальных черно-белых документальных проектов. Это способ сохранить равновесие в своей жизни, избегая логических операций и запланированных рутинных действий?
Вы не поверите, но мой ИТ-опыт очень помог мне в области фотографии, особенно в жанре гуманистической документальной фотографии. Когда я представил программное обеспечение деловым людям, я научился общаться с людьми, я избавился от застенчивости, сопровождавшей меня во время учебы. Я научился напористости, но также и смирению. Даже сегодня я рад, что не трачу 100% своего времени на фотографию. Мое время, посвященное информационным технологиям и фотографии, все сбалансировано, поэтому я все еще наслаждаюсь обоими профессиями. Так что, в конце концов, я рекомендую всем поработать в IT-бизнесе, прежде чем начинать заниматься документальной фотографией (смеется).
Очевидно, что в последние месяцы после того, как вы были награждены WPP, пресса проявила большой интерес к вашему проекту «Шахматам | Молодежные турниры». Но у вас все серии и каждый снимок уникален и особенный. Например, проект «Воздушное шоу», который тут также присутствует, на наш взгляд, столь же впечатляющий, и на каждой фотографии мы можем увидеть отражение вашей личности. Считаете ли вы, что все внимание было уделено награжденным работам и поднялась ли планка, чтобы выделить следующие серии?
Вы правы в том, что я отражаю свою личность в своей серии фотографий. По крайней мере, я пытаюсь это сделать. И поскольку моя личность практически не изменилась с точки зрения долгосрочной перспективы, все мои серии фотографий должны быть более или менее последовательными с этой точки зрения. Я сам выбираю большинство тем и поэтому мне они нравятся. Как я уже говорил, фотографическое сообщество сейчас за мной более внимательно наблюдает, поэтому определенно поднялась планка, чтобы следующая серия выделялась среди других. Но, поверьте, я стараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжаю оставаться собой.
Большое спасибо за вашу открытость, Майкл! Что-нибудь напоследок всем молодым (или не очень…) фотографам, желающим начать карьеру в прекрасном мире фотографии?
Будьте собой, никому не подражайте, не переусердствуйте с технологиями, не торопитесь и все время используйте свое сердце. На мой взгляд, это единственный способ передать в фотографиях свою индивидуальность и душу и тем самым создать свой неповторимый стиль. И делайте это с удовольствием.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/michaelhanke.photography], [michaelhanke.photography]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube