Марк Селигер (Mark Seliger) — один из самых известных редакционных фотографов-портретистов в США, его карьера насчитывает более двадцати лет постоянной практики. Он сменил Анни Лейбовиц на посту «главного фотографа» журнала Rolling Stone и снял более 125 обложек для них.
Его журнальные работы в области портретной фотографии и моды по-прежнему пользуются спросом и публикуются в таких мировых СМИ, как итальянский Vogue, Elle, Vanity Fair, GQ и прочие именитые глянцы. Марк Селигер получил множество мировых наград в области фотографии и продолжает создавать уникальные и интересные проекты мирового уровня.
У нас была возможность пообщаться с Марком о его личном проекте «На улице Кристофера: портреты», который был показан в галерее Von Lintel в Лос-Анджелесе.
Расскажите немного о себе. Где вы выросли?
Марк Селигер: Я родился в Амарилло, вырос в Хьюстоне и провел там свои школьные годы. Позже я поступил в Восточно-Техасский университет, где изучал фотографию и графическое искусство. После этого я переехал в Нью-Йорк, чтобы стать ассистентом фотографа, и в итоге остался здесь.
Как тебе Техас?
Техас — отличное место. В нем действительно интересный баланс поэзии и урбанизма. Хьюстон очень городской, но он дал мне много возможностей вырасти в пригороде, увидеть искусство и испытать жизнь за пределами Амарилло. Мне очень повезло, что мы смогли выбраться из города и получить такой опыт. Нью-Йорк был обратной стороной этого, потому что это большой, но маленький город.
Твои родители все еще там?
Мой отец скончался. Моя мама до сих пор живет в том же доме.
Как вы познакомились с фотографией?
В старшей школе я немного занимался пленочной фотографии в местной темной комнате при школе. Я пошел в HSPVA, школу-магнит в Хьюстоне. Она была сосредоточена вокруг крупных СМИ, видеопроизводства, телевидения и фотографии. Последний год учебы я был больше учеником фотографа, чем школьником. Так что до колледжа у меня было немало опыта в фотографии.
Кто оказал на вас влияние в начале вашей карьеры?
Моим наставником был парень по имени Джеймс Блуберри, наш профессор. Замечательный парень. Я восхищался Пенном, Аведоном, и Арнольдом Ньюманом, он был одним из моих героев. Мне нравились некоторые из ранних картин Скребнески, и я был поклонником Мэри Эллен Марк и Дайан Арбус.
У кого вы были ассистентом?
Два года я ассистировал в Хьюстоне и около двух с половиной лет в Нью-Йорке. Я работал полный рабочий день на Джона МакДэра, а позже и на нескольких других фотографов. В конце концов я просто решил пойти и начать снимать самостоятельно.
И вы приземлились в Нью-Йорке примерно в 1987 году?
На самом деле я переехал в Нью-Йорк в 1984 году и был стажером у фотографа почти до 1987 года. Я начал активно снимать в конце 1986 года.
Вашим первым крупным прорывом были съемки для Rolling Stone не так ли?
Я начинал снимать для тонны разных журналов. Я довольно быстро закончил работу в Rolling Stone. Сначала я был с ними на гонораре, а затем, в конце концов, перешел на полный рабочий день с 1992 по 2002 год, а затем на десять лет на полную ставку в Conde Nast, Vanity Fair и GQ.
Я заметил, что Вы немного перешли в мир моды вместо портретной фотографии?
Я действительно не думаю, что существует отдельный мир модной и портретной фотографии. Как фотограф, ваш набор навыков распространяется повсюду. Я имею в виду, что за эти годы я написал много модных историй. Я регулярно работаю для Elle, Harper’s Bazaar, Vogue и итальянского Vogue. Мы делаем изрядное количество съемок.
И ты до сих пор много снимаешь и в том числе для Rolling Stone?
Ага.
Что касается рекламной работы, нравится ли она вам не меньше, чем редакционная?
Мне нравится фотографировать. Это главное. Если я берусь за работу или другое задание, я полностью в это вкладываюсь, будь то работа в рекламе или работа редактора. Вот почему меня нанимают. Они нанимают меня делать то, что я делаю. Это своего рода правило. Если вы собираетесь его принять, вы должны полностью в него вложиться.
Вы известный фотограф в музыкальной сфере. Расскажите, с тех пор, как вы начали снимать, эта индустрия сильно изменилась, или там еще много работы?
Музыкальный мир для меня — это во многом опыт редакции. Я делаю некоторые работы для обложек пластинок и фотографии для музыкальной упаковки, будь то цифровая упаковка или печатное произведение. Но, безусловно, мы снимаем изрядное количество художников для Vanity Fair, GQ и некоторых модных журналов. Так что я думаю, что музыка, как и глянец все еще живы и здоровы. Очевидно, что с появлением всех этих музыкальных сервисов ситуация кардинально меняется. Я все еще думаю, что есть большие надежды на интересные визуальные потребности с точки зрения музыки и того, что нужно от этого мира.
Вам сложно работать с публицистами?
Обычно я работаю один на один с художниками. Публицисты склонны связывать меня с художником.
Какое снаряжение вы использовали в прошлом и используете сейчас?
У нас есть всего понемногу. Мы используем все, от большого формата 8 × 10 до всех типов цифрового и среднего формата. Мы действительно не используем очень сложное оборудование. Мы используем очень простое оборудование. Я часто использую IQ, Phase One, а также разные камеры Nikon. Но изрядное количество произведений изобразительного искусства, которые мы делаем, зависит оттого, что мы делаем для конкретного проекта. Например, для Кристофер-стрит я попробовал несколько разных фотоаппаратов, и в итоге вернулся к Hasselblad и одному объективу. Обычно так начинается проект — просто нужно понять, чем он будет. Возможно, я завтра буду снимать на китайскую камеру, а может быть на японскую кто знает?
Для съемки «Кристофер-стрит» вы снимали на цифру или пленку?
Это была пленка, и все было напечатано серебряно-желатиновым методом.
Вы сами делаете отпечатки или отправляете в печать снимки?
Я работаю с принтером. Я не печатал эту работу, но провожу первоначальные тесты сам. Мы работали с Джоном Делани, замечательным печатником, который печатал для Аведона в конце его жизни.
Какую пленку и светосилу вы использовали ISO?
Мы использовали Tri-x, я всегда использую Tri-x – 400.
Большая часть вашей работы остроумна. Но дело не в этом?
Нет, это было снято на улице. Мы двигались быстрыми темпами. Иногда это был один рулон пленки. А иногда это было пять рулонов пленки.
Что вы использовали для освещения?
Мы использовали очень мало освещения. В основном это просто легкие огни.
Свет ProFoto?
Нет, просто небольшая подсветка, так называемые панели.
Панельный свет?
Да, светодиоды.
Это были светодиоды на батарее или генераторе?
От батареи. Все было просто портативным, поэтому я мог выйти на улицу один или с помощником. Нет ничего особенного в том или ином свете. В основном это был уличный фонарь. Это должно было быть достаточно честным с точки зрения того, что мы делаем, и не пытаться что-либо изменить. Театр был для меня главным.
Как возникла идея создания «На Кристофер-стрит»? Как вы нашли моделей?
Процесс был действительно очень простым; мой район резко и быстро меняется. Кварталы имеют тенденцию исчезать.
Мой район – это Западная деревня. Я жил примерно в двух кварталах от Кристофер-стрит. И эта съемка была о том, чтобы подтолкнуть людей выходить на улицу и фотографировать. Я не фотографировал какого-то определенного, я не искал определенные типы людей. Это был просто уличный театр. После десятка портретов мы пришли к выводу, что по большей части, но не все, это были в основном трансгендеры.
По мере продвижения проекта мы использовали это как основу. Все, к кому мы подошли, находились в какой-то форме перехода. Некоторые из них были девушками, работающими по профессии, а некоторые — просто людьми, тусовавшимися на улице. В конце концов, примерно через второй год мы начали общаться с парой людей, которые указали нам направление Транспанель. И когда мы пошли в Транспанель, мы встретили наших ребят. И тогда все изменилось. На улице мужчин-трансгендеров действительно не заметить.
Если вы видите человека, похожего на мужчину, это женщина, и наоборот?
Верно. Это полная противоположность тому, что вы представляете.
Вы просили кого-нибудь или просто подходили, поздоровались и начинали снимать?
Правило состоит в том, что вы должны выйти, пройтись по улице и спросить разрешение, и через некоторое время у нас была пара портретов, которые мы могли показать и объяснить, что мы делаем, — мы, по сути, выходили на улицу и документировали окрестности. В конце концов ко мне присоединился мой друг (очень симпатичный и спокойный — Фрэнки Маркс), он помог нам найти нужных моделей. Это была эволюция того, как мы хотели работать.
Насколько важно изобразительное искусство для вашей карьеры?
Все, что мы делаем, является фотографией, которой доверяют, и становится частью архива. Очевидно, что есть некоторые коммерческие вакансии, которые не дойдут до банка. Вот почему я так много редактирую, потому что редакционная работа — это еще и документ времени. И это в некоторой степени ответственность того, кем я являюсь как фотограф и художник. Я думаю, это размытые линии. Очевидно, мы знаем, что не все будет считаться искусством, но я художник-прикладник. По большей части я работаю над фотографией. То, что я делаю для себя, не очень далеко оттого, что я делаю обычно. Я всегда был одним из тех, у кого на каком-то этапе был проект. Это действительно о развитии и поиске новых способов рассказать историю.
Что послужило источником вдохновения для вашей книги «Когда они пришли забрать моего отца — Голос Холокоста»?
Вдохновением для этого послужило то, что я вырос в Техасе в довольно современной еврейской семье. Нам всегда рассказывали о Холокосте. Лишь позже я встретил владельцев пекарни под названием «Пекарня трех братьев», в которой выжили все три брата. Мой друг был сыном одного из владельцев, и он познакомил меня со своим отцом. Я увидел татуировку на его руке и вспомнил, какое впечатление это произвело на меня. Как только у меня появилась возможность создать проект самостоятельно, мы нашли заинтересованных издателей. Затем я вместе с писательницей и исследователем Леорой Кан рассказал пятьдесят историй. Это действительно стало довольно навязчивым проектом. Для начального книжного проекта это было замечательно. И это все еще имеет большой вес, потому что некоторые из этих последних историй были сохранены и переданы позже. Многие из этих людей скончались. И те, кого я имел возможность сфотографировать, для некоторых из них это был первый раз, когда они действительно рассказали свою историю.
Мы были поражены их открытостью. Но для меня это было действительно большое путешествие — иметь возможность исследовать документальные фильмы в том виде, в каком я их видел в колледже. Было очень унизительно, что эти люди доверили мне свои истории. Это было очень похоже на то, что мы только что сделали с On Christopher Street, когда мы впервые встречали людей без каких-либо реальных связей — просто признавая, что они находятся в некотором переходном состоянии на улице, а затем узнавали их, даже если просто снимал пару пленок, а затем могли взять у них интервью и услышать их истории.
«Когда они пришли забрать моего отца» на съемке было несколько штатов или один район?
Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес и Техас.
Вы написали книгу о Кубе. Что послужило вдохновением для этого? Как вам Куба?
Куба, это мои книги. Каждые пару лет во время каникул мы составляем небольшую шестнадцатистраничную книжку. Обычно это изображения в моем архиве. Эта конкретная книга была отснята за семь дней, когда я приехал и просто взял сфотографировал Кубу.
Это было здорово. Куда ни глянь, тебя фотографируют. Мы были там почти пять лет назад. Это было время, когда все еще было под замком. Как вы знаете, за последние пару лет произошло большое развитие. Здесь очень много туристов. Но когда мы были там, это было довольно пустое место — в основном открытая площадка для отличных фотографий. Фактически, нам нужно было получить специальное разрешение на фотографирование в некоторых местах.
Тогда, наверное, было тяжелее, чем сейчас.
Да намного сложнее. Но это было прекрасно. Мой друг и его жена жили там неполный рабочий день, и они мне очень помогли, перемещая меня по определенным местам и фотографируя определенных людей, которых я не смог бы сфотографировать или встретить. Так что они были великолепны в том, что касалось этого.
Как появилась книга Ленни Кравица?
Ленни и я работали вместе, наверное, четыре или пять лет, прежде чем появилась идея книги. Это было действительно просто оттого, что мы работали с ним на протяжении многих лет, а затем мы просмотрели коллекцию фотографий и передали ее в книги Arena. С тех пор наша дружба продолжается, и теперь Ленни фактически сам фотографирует.
У него была выставка Leica.
Ага.
И ты тоже играешь музыку. У тебя есть группа?
Да, у меня есть небольшая деревенская группа. Это уберегает меня от неприятностей.
Наконец, как вам Нью-Йорк? Вы все еще там живете? Что вам больше всего или меньше всего нравится в Нью-Йорке?
Я люблю Нью-Йорк. Находиться в Нью-Йорке – прекрасно! Жить здесь легко во многих отношениях. Это более доступно, чем где бы то ни было, где я когда-либо был. Очевидно, что пребывание в солнечной Калифорнии имеет некоторые преимущества. Мы там много работаем. У нас есть возможность путешествовать взад и вперед и наслаждаться прекрасной погодой и разными пейзажами. Но для меня Нью-Йорк — это то место, где находится моя студия, и большая часть редакционных статей приходится на меня от седого. Так что для меня гораздо больше смысла быть здесь, чем где-либо еще.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и официальном сайте фотографа.
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube