Сверхширокоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием 11-20 мм для APS-C камер имеет широкое применение в съемке пейзажей, архитектуры, интерьера и даже стрит. Однако, с новым трендом профессиональной видеосъёмки на фотокамеры такой объектив получает чуть ли не вторую жизнь. Эти фокусные расстояния (в эквиваленте на 35 мм приблизительно 16-30) являются весьма популярными в сфере видеопродакшена. Понимая это, известный японский производитель Tokina решил обновить объектив 11-20/2.8, сделав его ещё ближе к видеооператорам. Что же в нём нового? Давайте разбираться в нашем обзоре. Протестируем как видео, так и фотовозможности новинки. Итак, встречайте – Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF!

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Когда была представлена первая версия объектива 11-20/2.8 в 2014 году, многие приняли новинку как продолжение или даже как обновление объектива 11-16/2.8. В каком-то смысле это верно, ведь наш сегодняшний герой более универсален при такой же высокой светосиле. Тем не менее эти два объектива существуют до сих пор. Всё дело в их разной ценовой категории. Напомню, что 11-16/2.8 также получил обновление и ранее мы опубликовали его большой обзор.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/60, f/2.8, ISO100, 11mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Наш сегодняшний герой Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF это вторая версия объектива, оптическая схема которого осталась полностью прежней. Это 14 элементов в 12 группах, включая три элемента из низкодисперсного стекла и три асферических элемента.

Эта схема неплохо себя зарекомендовала в первой версии. Вообще, Tokina славится своими ультраширокоугольными светосильными зумами. По сути это уникальные объективы, для которых практически не существует аналогов.

Хотя оптическая схема и осталась прежней, внутри всё-таки присутствуют некоторые изменения. И главное – это новый ультразвуковой мотор, который работает, по заявлению производителя, не только быстрее, но и тише, что мы обязательно проверим в наших тестах. Помимо этого, присутствует магнитный GMR-датчик, также увеличивающий скорость и точность автофокуса.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Оптические элементы обладают многослойным просветлением, а также (и это тоже нововведение) передняя линза получила новое водоотталкивающее покрытие. Таким образом, даже при съёмке в дождь, капли воды с линзы просто скатываются и не оставляют пятен.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Кстати, объектив обладает хорошей защитой от проникновения влаги и пыли. На байонетном креплении можно наблюдать резиновую вставку, обеспечивающую дополнительную герметичность между корпусом камеры и объективом.

Корпус Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF получил полностью обновлённый внешний вид. Теперь он стал более современным. Почти все детали изготовлены из качественного пластика, а сборка на высоте. Кольцо трансфокатора также пластиковое, но имеет прорезиненое покрытие. Ход плавный, в меру тугой.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

А вот кольцо фокусировки выполнено уже из металла, но сверху также имеется прорезиненое покрытие. Применение металла здесь связано с тем, что кольцо фокусировки по совместительству является ещё и переключателем режима работы фокуса. Это особенность многих объективов Tokina, которую в компании называют «Focus Clutch». Для перехода в ручной режим фокуса необходимо сдвинуть кольцо фокусировки на себя и соответственно обратно от себя для перехода в автоматический.

Следует отметить, что если вы привыкли включать ручной фокус через камеру, то здесь это не сработает, вам в любом случае придется сдвинуть кольцо фокусировки на себя.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/125, f/9, ISO250, 11mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Также на корпусе присутствует окошко с информацией о текущей дистанции фокусировки в метрах и футах. Минимальная дистанция у atx-i 11-20mm F2.8 всего 0,28 м, что позволяет делать кадры с интересными ракурсами.

В комплекте поставляется лепестковая бленда, которая призвана не только защитить от бликов, но и от повреждений передней линзы.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Хоть это и сверхширокоугольный объектив, у него всё равно есть возможность установки резьбового фильтра, что, несомненно, является плюсом. Однако, диаметр фильтра довольно большой — 82 мм. А как известно, чем больше диаметр фильтра, тем он дороже.

При фокусировке и изменении фокусного расстояния резьбовой фильтр остаётся на месте, что не затрудняет работу, к примеру, с поляризационными или переменными ND-фильтрами.

И главным плюсом для видеооператоров станет внутреннее изменение фокусного расстояния. То есть при зуммировании размеры корпуса atx-i 11-20mm F2.8 не меняются. Соответственно при работе на стедикаме, будь то электронном или механическом, при изменении фокусного расстояния не придётся заново балансировать стабилизатор. На самом деле это очень важная особенность.

И раз уж мы заговорили о работе со стедикамом, то здесь немаловажным могут оказаться размер и вес. Для объектива с такими техническими характеристиками они довольно скромные. Вес приблизительно 550 грамм, а размер 89 на 92 мм. Это характеристики для объектива под байонет Nikkor F, под Canon они будут незначительно больше.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Кстати, тестировать объектив я буду на беззеркальной камере Nikon Z50 с кроп-сенсором. Объектив установлен через фирменный адаптер FTZ, таким образом, управление диафрагмой и автофокус остаются рабочими, как и на зеркальных камерах. Сразу скажу, что отличий в скорости и качестве работы автофокуса абсолютно нет.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/160, f/2.8, ISO100, 20mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Тестирование

Начнём сразу с резкости. Для теста этого аспекта я испольную нашу стандартную миру. Ниже кропы из центра и периферии. Для переключения между семплами используйте меню.

11 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

На 11 мм в целом резкость по центру неплохая начиная с открытой диафрагмы. Однако, максимильная резкость достигается в диапазоне f/5,6-11. После f/16 наблюдается снижение резкости по всему полю кадра. Периферия кадра не радует. Но не забываем, что мы говорим о сверхширокоугольном фокусном расстоянии. Любой объектив на таком фокусном будет показывать низкое качество по краю кадра. Максимальная резкость на периферии достигается приблизительно в диапазоне f/8-11. Таким образом, эти значения можно считать рекомендуемыми для нашего объектива, если требуется достичь максимальной резкости по всему полю кадра, к примеру, при съёмке пейзажей или архитектуры.

20 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Качество картинки на фокусном расстоянии 20 мм во многом такое же, как и на широком угле. Однако, центр кадра выглядит более резким. Максимальная резкость по всему полю кадра находится в том же диапазоне апертуры f/8-11.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/50, f/9, ISO100, 11mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Хроматические аберрации

Три элемента со сверхнизкой дисперсией в оптической схеме нашего героя призваны уменьшить проявление хроматических аберраций. Следует отметить, что ХА для сверхширокоугольного объектива всегда серьёзное испытание. Давайте посмотрим, как справится с ним наш Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF.

Существует два вида хроматических аберраций – продольные и поперечные. Продольные аберрации проявляются по всему полю кадра и постепенно исчезают при закрытии диафрагмы. Поперечные, как правило, проявляются ближе к периферии и не исправляются диафрагмированием.

11 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

На фокусном расстоянии 11 мм объектив показывает хроматические аберрации на всём диапазоне апертуры. Приблизительно после f/8 продольные ХА исчезают, а вот поперечные заметны по всему полю кадра и даже по центру. Смотрим, какая ситуация на 20 мм.

20 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Проявление продольных хроматических аберраций меньше. А вот поперечные по-прежнему заметны по всему полю кадра, но уже значительно меньше по центру кадра.

В целом можно заключить, что Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF сильно подвержен влиянию эффекта хроматических аберраций. Однако, следует отметить, что даже автоматика Nikon Z50 успешно снижает эффект для внутрикамерного JPEG. А при проявке изображения в RAW-конвертере можно и вовсе избавится от малейшего намёка на хроматические аберрации.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/15, f/9, ISO140, 11mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Дисторсия

Для исправления дисторсии в оптической схеме объектива применяются асферические элементы. Здесь их целых три. Смотрим:

Первый снимок — это исходный RAW, второй – скорректированный в Lightroom путём применения встроенного в программу профиля этого объектива.

На 11 мм наблюдается бочкообразная дисторсия, которая, надо сказать, незначительная для сверхширокого угла. Признаюсь честно, я ожидал худшего. Очень хороший результат!

20 мм дают малозаметную бочку. Можно сказать, что здесь практически идеальная геометрия.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/40, f/6.3, ISO100, 20mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Виньетирование

При работе на всех фокусных расстояниях эффект виньетирования практически полностью исчезает после f/6.3, что является очень неплохим показателем. И ещё один положительный момент, это довольно слабое проявление эффекта виньетки. Как правило, сверхширокоугольные объективы обладают более заметным виньетированием.

Боке

В объективе установлена 9-лепестковая диафрагма. Безусловно, столь широкий угол никогда не сможет показать красивое боке, тем не менее давайте посмотрим на характер размытия при фокусном расстоянии 20 мм на различных значениях апертуры.

f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6

 

На удивление размытие довольно красивое. Световые блики даже на прикрытой диафрагме обладают формой круга. На практике при съёмке на близкой к минимальной дистанции фокусировки можно достичь довольно интересного эффекта боке.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/60, f/2.8, ISO100, 20mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/60, f/2.8, ISO100, 20mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Бликозащита

Попадание света под углом или напрямую в кадр, как правило, для широкоугольных объективов становятся фатальным и значительно портит картинку. Для меня было неким вызовом попытаться поймать блик на Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF. Действительно, этот объектив имеет невероятно классную бликозащиту. Что, в свою очередь, даёт возможность успешно снимать при контровом освещении и не боятся снижения контраста. Результаты ниже, это максимально возможные блики, которые мне удалось получить за всё время тестирования и намеренного поиска «плохих» условий.

Астигматизм и кома

Эти аберрации не так важны при съёмке видео, портретов, или крупных планов, а вот при фотосъемке ночного города или звёзд это становится существенным. Этим аберрации выглядят в виде искажения световых точек. Кома проявляется на периферии кадра и исправляется диафрагмированием, а астигматизм по всему полю кадра, кроме центра и на всех значениях апертуры.

11 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Астигматизм полностью отсутствует, а коматические аберрации довольно незначительны для такого широкого угла. Кома полностью исчезает после значения f/8.

20 мм

Центр Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

 

Поведение такое же – астигматизм не проявляется, а незначительная кома отсутствует уже после f/8.

Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF отлично подойдёт для съёмки ночного города и особенно звёздного неба. Высокая светосила и широкий угол дают возможность снимать звёзды на длинных выдержках. Здесь применяется правило 500 – число 500 делится на фокусное расстояние в эквиваленте для 35-мм камеры и получается необходимая выдержка в секундах для съёмки звёзд без смаза. В нашем случае на максимально широком угле получается выдержка приблизительно 30 секунд, а высокая светосила f/2.8 дают возможность не завышать ISO.

Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF для видео

© Илья Кайгородов / Photar.ru

А теперь поговорим про применение этого объектива в видеосъёмке. Безусловно, все те параметры, которые мы протестировали выше также важны и для видеокартинки, однако существуют некоторые качественные показатели важные исключительно для видео. Это два  самых распространенных параметра – дыхание фокуса и парфокальность/варифокальность. Вторичным является шум работы от мотора автофокуса, ведь внешний микрофон полностью исключает эту проблему. Тем не менее давайте проверим и этот параметр.

11 мм

20 мм

Первое, на что сразу обращаешь внимание, мотор всё-таки достаточно шумный. При съёмке на этот объектив однозначно нельзя использовать встроенный в камеру микрофон для записи звука. В принципе, я не при каком уровне шумности объектива никогда не советую использовать встроенный микрофон. Как правило, эти микрофоны не обеспечивают приемлемый уровень качества аудиодорожки в любых сценариях работы.

А вот, что порадовало – мотор автофокуса atx-i 11-20mm F2.8 работает довольно цепко и точно. Никаких перефокусировок или промашек нет. К слову, в настройках Nikon Z50 скорость работы автофокуса в этом тесте была установлена в значение «Стандартный». Для ускорения или замедления работы мотора, в настройках камеры можно установить необходимое значение в диапазоне от -5 до +5.

Дыхание

Этот эффект проявляется в виде изменения масштаба изображения при перефокусировке. Кстати, эта проблема может оказаться актуальной не только для видеооператора, но и для фотографа при съёмке со сдвигом фокуса.

И вот тут Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF радует! При перефокусироке с минимальной дистанции на бесконечность происходит изменение масштаба чуть больше 2-х процентов – это очень крутой показатель!

Парфокальность/варифокальность

И совсем редкий параметр, на который мало кто обращает внимание — сдвиг точки фокусировки при изменении фокусного расстояния. Проверим:

При изменении фокусного расстояния с широкого угла на узкий происходит незначительное смещение приблизительно на 1 см. Это будет критично при съёмке на МДФ, но абсолютно незаметно в большинстве сценариев съёмки.

Галерея Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF

Заключение

Объектив Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF оставил о себе очень хорошие впечатления. Этот сверхширокоугольный зум-объектив с постоянной светосилой f/2.8 предлагает хорошую резкость, на удивление отличную геометрию и минимальное виньетирование. Он прекрасно справляется со съёмкой при контровом освещении и обладает отличной бликозащитой. Новое покрытие передней линзы позволяет не бояться съёмки в дождь и упрощает чистку.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Ложкой дёгтя оказалось довольно сильное проявление хроматических аберраций, которые придётся корректировать в редакторе. Надо сказать, что сейчас даже на автомате Lightroom довольно неплохо с этим справляется. Коматические аберрации присутствуют также, но они минимальны для такого широкого угла, что дает возможность успешного применения объектива для съемки звездного неба.

Автофокус работает быстро и точно, но мотор всё-таки шумный. Так что при съёмке видео не обойтись без использования внешнего микрофона. А вот минимальное смещение точки фокуса при зуммировании и абсолютно минимальное дыхание фокуса, безусловно, порадуют видеооператора. Такие характеристики как правило, присуще весьма дорогим кинообъективам.

Nikon Z50 + Tokina 11-20/2,8. Параметры: 1/30, f/9, ISO100, 12mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru

В дополнении ко всему Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF обладает отличной сборкой и качественными материалами корпуса. А защита от воды и пыли дает возможность работать в сложных условиях. Продуманная конструкция корпуса поволяет устанавливать резьбовые фильтры, а также при работе видеооператора со стабилзатором не требует перебалансировки при зуммировании, что очень удобно.

Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF это единственный сверхширокоугольный зум-объектив для APS-C камер с такой светосилой. И в совокупности с перечисленными выше оптическими и физическими характеристиками, этот объектив можно считать лучшим выбором не только для фотографов, снимающих пейзажи, архитектуру или интерьер, но и для видеооператоров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь