Последние полтора года полнокадровые камеры пользуются огромной популярностью, притом, что стоят они сейчас дешевле, чем когда-либо прежде. Поэтому выражение «доступные полнокадровые камеры» уже не кажется откровенно смешным, хотя слово «доступные» все еще стоит писать в кавычках.
Эта неожиданная доступность имеет интересный побочный эффект: все больше людей считают, что они делают шаги в направлении модернизации процесса фотосъемки. Но я думаю, что это нонсенс. По моему мнению, апгрейд до полнокадровых камер — миф.
Во-первых, это утверждение означает, что полный кадр — единственный желаемая конечная точка для всех фотографов. И во-вторых, оно подразумевает, что покупки, которые вы уже сделали, каким-то образом приближают вас к этой цели. И то, и другое — неправда.
Заблуждение №1. Полный кадр — это оптимальная цель, к которой должны стремиться все.
Я не отрицаю, что полнокадровые камеры дают великолепное качество изображения. При той же скорости движения затвора и при том же f-числе сенсор большего размера уловит больше света (чем сенсор меньшего размера). А большое количество света позволяет получить лучшее качество изображения.
Поэтому если вы хотите получить картинку хорошего качества, но не хотите тратить деньги или, к примеру, нести тяжелый Pentax 645Z, то лучшим выбором будет модель с датчиком заполнения кадра.
Однако, если вы заметили, последнее предложение содержит 2 важные оговорки.
Вы можете получить картинку еще лучшего качества, если согласитесь заплатить больше или выберете больший размер фотоаппарата. И это верно для всех форматов.
Например, в прошлом году Sony приложила огромные усилия, чтобы найти идеальное соотношение между ценой фотоаппарата, его размерами и качеством производимых им снимков. Но камеры стандартов APS-C и Four Thirds могут быть еще меньше, легче и дешевле. Поэтому то, какая система будет оптимальной для вас, целиком зависит от ваших требований.
Заблуждение №2. Вы можете делать апгрейд поэтапно
Считается, что можно получить нечто среднее между моделью APS-C и полнокадровой камерой. Но это миф. Он основан на возможности установить полнокадровые объективы на многие камеры формата APS-C. Кроме того, распространено мнение, что линзы — долговечные элементы фотоаппарата, а сами камеры (тушки) быстро устаревают. Эти два заблуждения приводят к странным выводам и нелогичному поведению.
Я часто слышу, как владельцы APS-C заявляют, что больше не будут покупать объективы для APS-C камер потому, что в будущем планируют перейти к полнокадровой съемке. Но это решение приводит к сложностям при покупке объективов в будущем. Почему?
Потому что APS-C и полный кадр — совсем не одно и то же. И есть веские причины, по которым производители делают специальные линзы для APS-C камер. Например, то, что оптимальные фокусные расстояния для APS-C моделей и для полнокадровых камер существенно различаются.
Например, классический полнокадровый объектив 24-70 мм, установленный на APS-C камеру, действует как объектив с параметрами 35-105 мм. Он больше не дает широкого угла поля зрения, что снижает его эффективность.
И наоборот, большинство широкоугольных объективов для полнокадровой съемки теряют свой угол поля зрения при установке на APS-C камеры. А 50-миллиметровые объективы на камерах APS-C вообще малоэффективны.
И эта плохая совместимость наблюдается при любых фокусных расстояниях. Если вам повезет, ваши объективы, может быть, и будут более или менее эффективны в обоих форматах, но они точно не будут работать идеально.
Единственная оптика, которая успешно работают на обоих видах камер — это телеобъективы. Но даже в этом случае фотографы, которые перешли на полный кадр, часто разочаровываются тем, как малоэффективны их объективы 7-200 мм.
Если вы, пользуясь камерой APS-C, покупаете оптику для полнокадровой съемки, вы получите линзы, которые не будут работать в полную силу сейчас, и вряд ли будут эффективны тогда, когда вы все-таки перейдете на полнокадровую камеру.
Конечно, если вы очень хотите их использовать, вы можете вести съемку в ограниченном режиме. Но вы можете выбрать что-то одно: либо идти на компромисс сейчас, либо быстро и полностью перейти на съемку полнокадровой камерой, когда появится возможность.
Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения формата APS-C линз. Да, владельцы камер Nikon и Sony могут по-прежнему использовать свои APS-C объективы даже после перехода на полнокадровую съемку (чего не могут владельцы объективов Canon EF-S).
Но при их использовании качество съемки дорогой полнокадровой камеры опустится до уровня APS-C моделей и уменьшится количество пикселей. Я не думаю, что это то, к чему вы стремились, когда решили перейти на полный кадр.
Не путь, а один большой скачок
Все очень просто. Не имеет смысла покупать объектив для полнокадровой съемки, пока у вас нет полнокадровой камеры. Поэтому не стоит думать, что вы делаете шаги к полнокадровому фотоаппарату, пока он не будет у вас в руках. Преимущество такого мышления в возможности осознать, что вы не привязаны к определенному типу камеры, если вы решите сменить модель.
Замечательный объектив Canon EF 40mm F2.8 подходит для полнокадровой съемки. Но эквивалентное фокусное расстояние в 64мм, которое он дает при установке на камеру APS-C — это вряд ли то, что обычно нужно фотографам.
К счастью Canon также выпускает объектив EF-S 24mm F2.8, который на APS-C дает эквивалент поля зрения, получаемого с 40-миллиметровым объективом. Возможно, лучше купить этот объектив сейчас и продать его позже, чем ограничивать себя опциями полнокадрового аналога?
Конечно, из этой линии рассуждений есть исключения. Например, если вы много лет работали с камерами одного бренда, умение быстро ориентироваться в меню и настройках, которые вы уже изучили, может стать веским аргументом в его пользу.
Или если вы потратили много средств на дополнительное оборудование, например, вспышки или привязаны к этой марке по другим причинам, лояльность к бренду будет понятной и обоснованной.
Так вы говорите, что я должен делать апгрейд? Или нет?
Хотя это может показаться странным, я не пытаюсь спорить, доказывая правильность или ошибочность апгрейда. Я предлагаю вам задать себе вопросы и сделать выводы. Не поймите меня неправильно, полнокадровая камера — прекрасная вещь, которая может дать вам возможность получить фотографии более высокого качества.
Но не позволяйте маркетинговым трюкам производителей, создающим «гало» совершенства вокруг продукта, обмануть вас, заставляя думать, что полнокадровая камера — это единственно правильный вариант или что вы сможете перейти на полный кадр постепенно.
Если вы решите, что полнокадровая съемка — это именно то, что вам нужно, остановитесь на минутку и подумайте, насколько сильно вы на самом деле привержены той системе, которая у вас сейчас?
Спросите себя, много ли вашего оборудования останется действительно полезным после того, как вы смените систему? Возможно, лучше продать свое снаряжение и купить новое, которое будет полностью совместимым и эффективным?
Ваши комментарии, господа фотографы?