9 женщин, повлиявших на историю фотографии

Фото: @lookstudio

В истории фотографии женский вклад часто нивелировался или вовсе стирался из истории вопреки тому факту, что женщины существовали в фотографическом мире с самого начала этого искусства. Это также относится к другим видам искусства. В этой статье мы познакомим вас с девятью женщинами фотографами, чьи имена утвердились благодаря их технической и художественной изобретательности. Вне зависимости от того, какие были причины нивелирования женского вклада, эти женщины внесли большой вклад в историю фотографии и заслуживают упоминания.

Джулия Маргарет Кэмерон (Julia Margaret Cameron, 1815-1879)

Фото: Julia Margaret Cameron

В 1863 году Джулия Маргарет Кэмерон получила свою первую камеру в подарок от дочери. Фотография заинтересовала её, и она приступила к созданию портретов и сцен, вдохновлённых литературой, мифологией и религией. Кэмерон не преследовала тщательную фотореалистичность, которую выбирали другие фотографы того времени, а предпочитала использовать сказочную мягкость. Девушка говорила, что она просто следит за тем, чтобы получилась прекрасная фотография, такая, которая понравится ей. Именно тогда она останавливалась, вместо того чтобы продолжать поиски более чётких, сфокусированных снимков.

Автопортрет: Julia Margaret Cameron

Дом Кэмерон часто посещали знаменитости, что дало ей возможность изучать характеры самых известных людей того времени. Её портреты представляют одни из самых ранних примеров художественного воплощения. За 16 лет Кэмерон создала свыше 1200 изображений, что является ошеломительным достижением, учитывая трудоёмкий процесс создания каждого из них в то время.

Мэри Стин (Mary Steen, 1856-1939)

Мэри Стин — фотограф и сторонница феминизма из Дании, чей вклад в сферу фотографии в закрытых помещениях остаётся значимым, несмотря на ограничения, связанные с отсутствием доступного электрического освещения. В 1888 году она стала первой женщиной-фотографом, назначенной на работу при датском дворе, где ей была поручена фотосъёмка датских и британских членов королевской семьи. В 1891 году Мэри также достигла новой вехи, став первой женщиной, занявшей место в правлении Датского фотографического общества.

Автопортрет: Mary Steen

Мэри Стин активно участвовала в Датском женском обществе и была членом совета директоров. Вместе с Джули Лаурберг они создавали портреты ведущих деятелей женского движения в Дании. В 1896 году Стин начала работать фотографом для принцессы Уэльской Александры, которая впоследствии стала королевой Англии. Она вдохновляла других женщин заниматься фотографией и выступала за улучшение рабочих условий, включая введение восьмидневных отпусков и полуденных выходных по воскресеньям.

Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham 1883-1976)

Имоджен Каннингем – известная фотографка, чьи работы включают ботанические, обнажённые и индустриальные снимки. Она была одной из первых профессиональных фотографов-женщин в Америке. После изучения фотографической химии в университете, Каннингем открыла свою собственную студию в Сиэтле.

фото: Imogen Cunningham

Её портреты и живописные работы получили признание. В 1913 году она опубликовала статью под названием «Фотография как профессия для женщин», приглашая других женщин присоединиться к этому искусству.

Имоджен Каннингем никогда не ограничивалась определённым жанром или стилем фотографии. В 1915 году она сделала серию фотографий обнажённого тела своего мужа Роя Партриджа. Несмотря на то, что фотографирование ню в то время считалось запрещённой темой, эта серия получила даже критическое признание.

«Какая из моих фотографий моя любимая? Та, которую я собираюсь сделать завтра», – всегда говорила Имоджен Каннингем.

Гертруда Фер (Gertrude Fehr, 1895-1996)

Гертруда Фер, фотограф, изучившая фотографию в баварской школе фотографии, получила дополнительное образование у Эдварда Васова. В 1918 году она открыла собственную студию, специализирующуюся на портретной и театральной фотографии. В 1933 году политическая обстановка в Германии вынудила её с мужем покинуть страну и устроиться в Париже. В этом городе они основали фотографическую школу под названием Publi-phot, которая в то время была новаторской в области рекламной фотографии.

фото: Gertrude Fehr

Гертруда Фер принимала участие в движении «Новая фотография» в Париже, где её работы выставлялись рядом с работами Мана Рэя. Она была известна своими экспериментами в области фотографии, такими как создание фотограмм, соляризации отпечатков и фотомонтажа, исследуя тем самым художественные возможности этого искусства.

В 1930-х годах Гертруда и её муж Жюль Фер переехали в Швейцарию, где они открыли фотографическую школу в Лозанне, которая сейчас известна как Ecole Photographique de la Suisse Romande. В этой школе Гертруда преподавала различные жанры фотографии, включая портретную, модную, рекламную и журналистскую, до 1960 года, когда она полностью посвятила себя портретной живописи. Как преподаватель и фотограф, Гертруда Фер оказала значительное влияние на современное фотографическое искусство.

Трюде Флейшманн (Trude Fleischmann, 1895-1990)

Трюде Флейшман, после изучения фотоискусства в Париже и Вене, получила обучение у известных фотографов Доры Калмус и Германа Шиберта. Когда ей исполнилось 25 лет, Флейшман открыла собственную студию. С использованием стеклянных пластин и искусственного освещения она мастерски создавала портреты знаменитостей. Её студия быстро стала центром культурной жизни в Вене.

Автопортрет: Trude Fleischmann

В 1925 году Флейшман сняла серию обнажённых фотографий танцовщицы Клэр Баурофф. Однако эти фотографии были конфискованы полицией при их представлении в берлинском театре, что принесло Флейшман международное признание.

Аншлюс в 1938 году вынудил Флейшмана покинуть страну. В 1940 году она основала новую студию в Нью-Йорке, где возобновила съёмку знаменитостей, танцоров и интеллектуалов, включая Альберта Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Её портреты были характеризованы глубоким погружением во внутренний мир субъекта и атмосферностью, отражающей техническое мастерство художницы.

Доротея Ланж (Dorothea Lange, 1895-1965)

Американская фотограф Доротея Ланж прославилась своим вкладом в документирование периода Великой депрессии. Один из её наиболее известных снимков, «Мать переселенцев», стал символом преодоления трудностей и непоколебимости перед лицом экономического краха.

Автопортрет: Dorothea Lange

Уникальные и впечатляющие работы Ланж стали истинной иконой своей эпохи. Согласно её собственным словам, фотография для неё была не просто средством захвата изображений, но и инструментом, который помогал людям увидеть мир вне объектива камеры.

Грета Штерн (Grete Stern, 1904-1999)

Грета Штерн, изначально являвшаяся графическим дизайнером, начала своё обучение у Уолтера Петерханса в Берлине. Вместе с Эллен Ауэрбах они основали известную студию под названием ringl + pit. В 1933 году, эмигрировав в Англию, Штерн и её муж Орасио Коппола отправились в Аргентину. В Буэнос-Айресе они организовали выставку литературного журнала Sur, которая была признана «первой серьёзной выставкой фотоискусства» в городе.

Автопортрет: Grete Stern

К середине 1940-х годов Штерн стала известной фигурой в Буэнос-Айресе. Она сотрудничала с журналом Idilio, иллюстрируя мечты читателей с помощью фотомонтажа. В своих работах Штерн внесла феминистическую критику, которая получила признание среди аудитории.

В 1964 году Штерн совершила путешествие по северо-восточной части Аргентины и создала более 800 фотографий местных аборигенов. Эти работы считаются наиболее значимыми документацией аргентинской жизни в то время.

«Фотография принесла мне огромное счастье», — сказала Грета Штерн в 1992 году. «Я узнала много нового и смогла выразить то, что хотела сказать и показать».

Илла (1911-1955)

Фотограф Илла, известная также под своим настоящим именем Камилла Коффлер, начала свой творческий путь в Белградской художественной академии, где изначально изучала скульптуру. Однако в 1931 году она приняла решение переехать в Париж, чтобы продолжить образование в области фотографии.

Первоначально Илла начала работать ассистентом фотографа по имени Эргий Ландау. Во время своего отпуска она проявила интерес к фотографированию животных, позволяющему ей вдохновляться работой Ландау. Со временем она стала выставлять свои работы и в конечном счёте открыла собственную студию, специализирующуюся на фотографии домашних животных.

Автопортрет: Ylla

В 1938 году увидел свет первый крупный проект Иллы под названием «Petits et Grands». В том же году она сотрудничала с британским биологом-эволюционистом Джулианом Хаксли при создании его книги «Язык животных». В 1941 году Илла эмигрировала в Соединённые Штаты и открыла новую студию в Нью-Йорке, где она фотографировала самые разнообразные виды животных: от львов и тигров до птиц и мышей.

К сожалению, в 1955 году Илла погибла в результате несчастного случая. Во время съёмок гонки повозок с быками в Индии она выпала из джипа. Газета «Нью-Йорк Таймс» в своём некрологе отметила, что Илла была признанным мировым экспертом в области фотографии животных и считалась одним из самых опытных фотографов в этой области.

Олив Коттон (Olive Cotton, 1911-2003)

Фотограф Олив Коттон достигла признания благодаря своему уникальному подходу к использованию света и тени с помощью техники, называемой «рисование светом». Одной из её наиболее известных работ стало произведение под названием «Чайный балет», которое стало символом её мастерства в этой области. После завершения образования в английском языке и математике в университете, Коттон решила развивать свою карьеру в фотографии и присоединилась к своему детскому другу Максу Дюпейну в его фотостудии в Сиднее.

Автопортрет: Olive Cotton

Вскоре после этого Олив Коттон и Макс Дюпейн приняли решение пожениться, и во время войны Олив управляла фотостудией в отсутствие своего мужа. Стоит отметить, что Олив была одной из немногих профессиональных женщин-фотографов в Австралии в то время. В 1944 году Коттон вступила во второй брак и переехала в Новый Южный Уэльс.

С 1964 года Олив временно прекратила свою профессиональную деятельность в фотографии, однако позднее открыла небольшую фотостудию. В начале 1980-х годов она приступила к сканированию и переизданию своих негативов, сделанных за последние сорок или более лет. Ретроспективная выставка Олив Коттон, которая прошла в Сиднее в 1985 году, сыграла огромную роль в развитии австралийской фотографии и стала значимым событием в её карьере.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь