С Алексеем мы уже встречались на страницах нашего сайта, тем более приятно, что сегодня мы берем у него интервью как у номинанта конкурса 35Awards, номинация ПРИРОДА. Мастерство автора растет, он ищет новые пейзажи, чтобы запечатлеть и показать зрителю. Желаем Алексею успехов и надеемся еще не раз увидеть его в числе победителей международных престижных конкурсов фотографии.
? Как вы начинали, ваши первые фотоаппараты
— В школьные годы – «Смена 8М». В 2004 появилась первая цифровая компакт-камера Олимпус. Потом уже цифровые зеркальные камеры Canon.
Надоела офисная работа. До чертиков. Захотелось путешествий и приключений. Проснулась тяга к открытиям. Конечно, сложно и рискованно кардинально менять жизнь в 40 лет, но оно этого стоит. А предпосылки, конечно же были. Мой прадед был фотографом, дед много снимал. Это, наверное, генетика. Музыкальная школа, рисование, лепка. В юности – играл в рок-группе. Одно время зарабатывал дизайном. Все это и есть предпосылки. Творчество в моей жизни было всегда и везде. Ну а путь к мастерству еще не пройден. Иногда кажется, что он бесконечен и я в самом его начале.
Я не заканчивал фотошкол и курсов. Я учился и учусь самостоятельно. Хотя, это не совсем верно. У меня есть учителя. Игорь Львович Громов и Всеволод Борисович Тоботрас. Эти замечательные фотографы и люди приоткрыли занавес таинственного мира светописи. И до сих пор часто меня ругают. И это ценнее чем похвала.
? Ваши любимые фотографы
— Мне сложно перечислить всех фотографов, чье творчество мне по душе. Мне нравятся легкие и наполненные воздухом работы Nicolas Pernot, как портретные, жанровые, так и пейзажные. Очень люблю жанровые и репортажные работы Сергея Тарасенко и Бориса Слепнева, питерские пейзажи Александра Атояна, морские пейзажи и репортажи Валерия Василевского, работы Valtteri Mulkahainen, Африку Виктории Роготневой, Арктику Сергея Анисимова, пейзажи Антона Петрусь. В общем, всех не перечислить. Со многими из них уже дружим много лет, иногда встречаемся, участвуем в совместных проектах и экспедициях. Из адептов пейзажной фотографии — Вадим Гиппенрейтер. Восхищаюсь работами Дмитрия Зверева, Анзора Бухарского.
? Назовите книги по фотографии, которые следует прочитать
— Для начинающих это: 1. Инструкция к своей первой камере 2. Майкл Лэнгфорд «Искусство фотографии для профессионалов».
? Дайте один или несколько советов начинающим фотографам
— Фотография сегодня для начинающих – это доступность цифровой фототехники на любой вкус и кошелек и упрощение процесса появления на свет фотографий. Цифровые технологии позволили исключить из процесса проявление пленки и печать снимков. На цифровые камеры можно делать бесконечное число дублей и тут же просматривать готовые снимки. Это делает фотографию более доступной и массовой. Что в свою очередь и хорошо, и плохо. Хорошо то, что теперь любой может приобщиться к таинству создания фотографии, плохо то, что наличие в руках камеры не является главным условием получения хорошей фотографии. Этому надо учиться долго, можно сказать бесконечно. Фотография – это технический вид изобразительного искусства, но помимо владения камерой нужно знать, что такое смысловое наполнение фотографии, владеть пониманием, что такое свет, цвет, композиция, как они создают те самые кадры, которые потом вызывают определенные эмоции у зрителя. Для создания хорошей фотографии недостаточно лишь только фиксации объектов или событий фотокамерой. Многие, взявшие в руки камеру не совсем это понимают. Им хочется сразу и все. А так, как показывает практика, не бывает. Несомненно, есть талантливые фотографы, у которых от первого снимка до определенного признания их как фотографов проходит короткий промежуток времени. Но все равно за этим, помимо таланта, стоит серьезный труд. Нет у камеры кнопки «шедевр». Шедевр рождается у фотографа в голове, в его сознании. И нужно уметь реализовать свои идеи, задумки и желания в будущем кадре. По моему, Михаил Левит сформулировал отличную мысль, которая может быть одним из правил фотографа, особенно начинающего. Смысл ее в том, что не надо снимать все, что видишь, обрабатывать все, что снял и показывать все, что обработал.
Советов можно давать бесконечное количество. Как универсальных, так и специфических. Главное – снимать самому, смотреть работы других фотографов, читать литературу о фотографии, общаться с единомышленниками, открывать для себя мир через объектив камеры. Не бояться трудностей, экспериментов. Ведь фотография дает человеку, вошедшему в ее мир новые ощущения и видения, казалось бы, обыденных вещей и событий, которые раньше проходили незамеченными. Не избегать критики своих работ, и, тем более, максимально критично относиться к своему творчеству, ибо только одна похвальба и восхищение могут привести в тупик. Внутренний цензор и фоторедактор должны быть максимально строги. Халтура развращает, делает творческий процесс бессмысленным и деградирующим.
И главное – радоваться жизни! Радовать своими работами друзей, близких и широкую публику.
Ну а в сумке у фотографа должна быть камера, готовая в любой момент сделать тот самый, суперский кадр! Как сказал один из моих учителей, Игорь Львович Громов: «Хорошая фотография дело, конечно, случая. Но этот тот случай, который ты постоянно ищешь и к встрече, с которым ты всегда готов».
? Чему вы уделяете внимание во время работы?
— Особое внимание я уделяю планированию съемок. Изучению локаций, где будут проводиться съемки. Так как довольно часто я снимаю в удаленных местах, важно качественно подготовить съемки.
? Самый запомнившийся эпизод или случай
— Однажды, во время съемок на льду северного Байкала, наша машина остановилась, чтобы я снял ледовый торос на фоне гор Байкальского хребта. Машина проводника ушла вперед в разведку, а я пошел к торосу. В это время в полуметре от меня лед разошелся. Пробежала трещина. Это было похоже на выстрел пушки прямо рядом с тобой. Незабываемые ощущения. В марте 2013 года, во время остановки на Байкале у мыса Рытого случилось землетрясение. Было очень необычно и страшно, когда полутораметровый лед в течение нескольких секунд ходил ходуном под нами.
? Есть ли у вас заветный талисман?
— Да, у меня есть несколько амулетов, которые я всегда ношу. Главный из них – амулет моего тотемного животного.
? Что вы любите фотографировать больше всего?
— Я снимаю в Сибири, на Алтае, в Хакасии, Монголии, Бурятии, Китае. В моем портфолио портретные работы, жанровые зарисовки. Иногда снимаю репортажи. Есть немного работ из жанра анималистики. Недавно попробовал себя в подводно-подлёдных съемках на Байкале. Все это можно увидеть на моем сайте или в блоге, где я рассказываю о своих впечатлениях и показываю новые работы.
? Ваши планы на будущее
— Съемки байкальских медведей, большая фотоэкспедиция в Монголию.
? Какой техникой вы пользуетесь сейчас?
— Цифровыми зеркальными камерами Canon.
? Расскажите историю создания фотографии победившей в конкурсе 35AWARDS
— Эта работа из разряда запланированных. Хотел снять байкальский лед необычно. Торосы, льдинки снимают все. Хотелось показать то, что Байкал огромен и необычен, что байкальский лед обладает завораживающей магией. Продумал сюжет. Несколько дней жил на севере Ольхона, искал подходящую трещину, ждал погоду. И одним прекрасным утром все, что надо было для моего снимка – состоялось.
? Ваши впечатления о фотопремии 35AWARDS. Почему следует принимать участие в фотоконкурсах и что это дает?
— Мне сложно высказать какое-то определение о конкурсе 35AWARDS. В течении года я участвую в большом количестве фотоконкурсов. Этот конкурс привлек тем, что проводился под эгидой одного из самых известных российских фотохостингов 35photo.ru
→ Личный сайт Алексея Трофимова Trofimov-photo.com, страница на сайте 35photo.ru