Сегодня мы познакомимся с талантливым уличным фотографом Роберто Боттаццо (Roberto Bottazzo). Особенностью его чёрно-белой стрит фотографии стало то, что все представленные снимки были получены в пределах двух квадратных километров. Что делает фотографию Роберто ещё более интересной. Вы когда-нибудь задумывались, как снять серию фотографий, которые будут интересны не только вам, но и зрителю, не уходя достаточно далеко от своего дома? Роберто Боттаццо задался этим вопросом и поставил себе такую цель и думаю, у него это получилось довольно неплохо.
Роберто, поделитесь с нами своей историей, связанной с фотографией.
Мой путь очень похож на многие другие, возможно, с небольшим замечанием, которое я не сразу заметил и не знаю, характерно ли это для других. Даже будучи совсем маленьким ребёнком, я испытывал сильную тягу к печатным изображениям и фотоаппаратам.
Естественно, это не осталось незамеченным для соседа, который владел несколькими комплектами, которые я помню с чрезвычайной ясностью и по сей день. От него я получил в подарок свою первую камеру — Bencini Comet III, складную камеру, которую я сразу же начал использовать в работе. Через некоторое время родители убрали его в недоступное место в библиотеке, я снимал по одному ролику в неделю, это было невыносимо.
Шли годы, а тяга к фотографии оставалась подсознательной, учёба, армия, потом первая зарплата и мой первый зеркальный фотоаппарат. Вероятно, то, что дремало некоторое время, проснулось и больше не засыпало.
А потом шаг в качестве фотографа-любителя, несколько конкурсов, несколько коллективных выставок. Моя склонность к портретной съёмке без труда привела меня в мир свадебной и немного промышленной фотографии. Свадебная фотография отнимала у меня много времени и энергии в ущерб личной исследовательской фотографии. Постепенно уличная фотография овладела моим сознанием, и когда несколько лет назад я решил прекратить профессиональную деятельность, я полностью посвятил себя улице.
Одна из самых любопытных вещей, которые вы рассказали о своих работах, заключается в том, что все они были сделаны в нескольких километрах от дома. Вы учите, что для того, чтобы фотографировать, необязательно стремиться к экзотике любой ценой. Вы до сих пор так считаете?
Моя точка зрения не изменилась. Фотография — это рассказ, и вдохновение должно исходить изнутри. Конечно, внешние стимулы важны, но они должны активировать то, что уже есть у вас внутри, нельзя, чтобы это был исключительно внешний фактор.
Я думаю, что поиск экзотических мест при неправильном подходе, может даже стать негативным фактором. Банальный снимок, сделанный в обычном месте, легко заметить, а если он сделан в «экзотическом» — это может быть замаскировано за счёт инородности изображения. Но оно от этого не станет интереснее.
Я живу в 30 минутах езды от Венеции, там же, на острове, живут мои самые близкие и родные. Мы проводим там много времени, и многие мои снимки были сделаны, когда я совершал покупки или забирал внуков из школы. Венеция — это не только наследие на монументальном и художественном уровне, но и наследие на человеческом уровне по ряду факторов, которые известны каждому.
Это очень верно, я фотографирую в, казалось бы, крошечном районе, но с правильным взглядом это микрокосм бесконечных возможностей. Я всегда говорю: когда вы находитесь в Венеции, вам не нужно выходить в мир, просто сидите и смотрите, это мир, который проходит мимо вас.
Есть фотографы или операторы, которые трогают вас, рассказывая о жизни муравейника. Могу ли я жаловаться, если рассказываю истории, действие которых происходит на территории в один-два квадратных километра? Это похоже на тюрьму, но даже в тюрьме есть истории, которые можно рассказать, не так ли?
Роберто, насколько сильно земля, к которой вы принадлежите, оказала влияние на вашу фотографию?
Я никогда не задавал себе этот вопрос, и у меня нет однозначного ответа. Концепция принадлежности мне не близка, чтобы я выставлял её как дополнительную ценность, это было то, во что я не верю. Но, с другой стороны, я не могу сказать, что мои жизненные архетипы не влияют на мою жизнь и, соответственно, на моё видение.
Что вы имеете в виду, когда пишете: «Сцены, снятые мной, принадлежат обыденной жизни, которая, возможно, не будет длиться долго»?
Мне не нужно никому объяснять, в каком направлении движется мир, глобализация и, что ещё хуже, тенденция к стандартизации всего. В Венеции всё усиливается, это идеальная обсерватория для анализа. В сборнике историй Джудекки есть глава «rifondazione comunista»: так вот, это место больше не существует, и не из-за жильцов.
Дети тут всё так же играют в футбол, как и 50 лет назад, используя футболки на земле для обозначения ворот, молодёжь покидает свои дома и ныряет с мостов в каналы, что запрещено, а торговля, которая существует только там, всё так же процветает, но всё это вызывает ощущение шаткости. Этот остров — место, где качество жизни на высоте и пока находится вдали от больших туристических потоков, которые, к сожалению, нарушают многие балансы. Туризм — это хорошо для страны, но плохо для Венеции.
В ваших работах, кажется, в центре стоит только одно: человечность. Однако вы разделили свои работы ещё и на разделы. Некоторые из них отличаются жанром фотографии (например, репортаж, портрет, улица), другие — темой. По какой причине?
В центре моего фотографического видения находится человек во всех его проявлениях. Когда я выхожу на улицу специально для того, чтобы фотографировать, или когда я нахожусь на улице и случайно ловлю пару кадров, я понятия не имею, с чем я столкнусь и что привлечёт моё внимание.
Я могу зайти в магазин рукоделия, найти ребёнка, прыгающего через скакалку, и т.д. и т.п. Со временем материала накопилось очень много, и я подумал, что когда у меня будет достаточно снимков определённого вида, это может стать самостоятельной историей. Например, летом я несколько раз путешествовал на пароме, нашёл материал, который показался мне хорошим, и я подумал, что он сам по себе может стать историей, так же как и с официантами, собаками и их хозяевами и т.д. и т.п.
Все проекты на вашем сайте — это завершённые работы или то, над чем вы сейчас работаете?
Я вижу свою жизнь в движении. Сайт — это просто место, которое я считаю визитной карточкой. Это был выбор, поэтому я заставил себя не превышать количество в сто изображений. Я прекрасно понимаю, что иногда при внимательном рассмотрении они выглядят как незаконченные работы, но это немного то, чего я хочу, потому что отчасти это так, и потому что слишком много иногда утомляет меня.
Роберто, фотографии в ваших проектах выполнены в чёрно-белой гамме, по какой причине вы сделали этот выбор? Исключаете ли вы идею цветной фотографии в будущем?
Цвет не исключён из моего видения, но я боюсь, что к настоящему времени моё сознание низвело его до роли массовки по отношению к чёрному и белому.
У меня особое представление о цвете, я представляю себе цветную фотографию с небольшим количеством элементов и цветов, которые трудно реализовать и найти, хотя, как только они приходят мне в голову, я пытаюсь их сделать.
Я всегда печатал и цветные, и чёрно-белые снимки самостоятельно. У меня была большая и хорошо оборудованная фотолаборатория с двумя увеличителями, проявляющими негативы, и бумагой, но, несмотря на это, я всегда считал себя посредственным печатником. С появлением цифровых технологий я превратил тёмную комнату в мастерскую и начал печатать на баритане и раге, получая при этом немалое личное удовлетворение.
Как вы пережили переход от аналоговой фотографии к цифровой?
У меня было преимущество при переходе, потому что мне помогли мои навыки работы с компьютером. Я уже давно оцифровывал негативы и позитивы с помощью сканеров. Сначала я очень скептически относился к успеху и быстрому распространению цифровой системы, я был привязан к своим Hasselblad, Zeiss и т.д. и т.п.. Потом я получил свои первые 6мп на сессии, это была первая «дешёвая» зеркалка на рынке, и она больше не вылезала из сумки.
Роберто, как вы считаете, насколько важна камера для получения хорошего снимка?
Камера — очень важный инструмент, но это только инструмент. В дополнение к камере, я думаю, также важно найти оптику, всегда ту оптику, которая представляет то, как вы видите. Для меня такой оптикой является 24mm F1.4.
«Собаки» — нельзя не вспомнить фотографии Эллиота Эрвитта, который поставил их в центр большинства своих работ. В ваших работах, как и в работах Эрвитта, мне кажется, что эти фотографии снова повествуют о человечестве. Они делают это через одни из самых прекрасных отношений — отношения с собакой. Что вы думаете об этом?
Я люблю Эрвитта и считаю, что его фотографии, к счастью, недостижимы. Моя история с животными, а точнее с собаками, довольно забавна: я с трудом их переносил. Я с трудом терпел, когда они бежали ко мне, когда хотели играть, меня бесило то, что они иногда ограничивали свободу своих близких, и т.д. и т.п.
Я совсем не хотел причинять вред животным, но было что-то непонятное, что отталкивало меня, и это чувство не давало мне покоя. Затем я вспомнил кое-что из того, что сказала моя мать, что напомнило мне о том, что меня укусили в детстве и что это, вероятно, записано где-то в моём бессознательном. Вскоре после этого в моей семье появился пудель, который помог мне по-другому взглянуть на отношения между человеком и животным. С этого момента отношения человека/собаки/животного вошли в мой взгляд на улицу и на вещи, о которых нужно рассказывать, потому что они всегда были очень важны и имеют замечательную социальную функцию, поскольку ведут диалог с нашими эмоциями.
У вас очень много уличных портретов. Почему?
В течение многих лет я профессионально занимался классическим и особенно свадебным портретом, то есть практиковал, но без особых усилий. Поэтому я годами пытался практиковать упражнения в области красоты, но то, что не стоило мне усилий, было и есть в моей ДНК.
Теперь я хотел порвать с этой практикой, которая, однако, приносила мне удовлетворение, или, скорее, это был естественный процесс метаморфозы. После многих лет фотографирования на виллах, в замках, исторических резиденциях и даже в нескольких ресторанах, куда люди приходили фотографироваться в один прекрасный день своей жизни, я понял, что хочу фотографировать людей там, где они действительно живут, в их повседневной жизни.
Какие фотографы вдохновили вас на ваше творчество?
Многие фотографы дали мне очень многое своими работами. Здесь представлены имена, известные во всём мире, от Эллиота Эрвитта до Вернера Бишофа, Себастьяо Сальгадо и Гарри Виногранда, великого Анри Картье Брессона, Джанни Беренго Гардина, Фердинандо Скианны и многих других, всех великих мастеров.
Самая большая ошибка — подражать им, их работы должны лишь показать нам наш личный путь, заставить нас осознать нашу идентичность, которая должна передаваться через то, что мы создаём. Я также хочу вспомнить Ман Рэя не столько за работы, которые он создал, сколько за его поток вдохновения — сюрреализм. Манифест сюрреализма, написанный Бретоном, является хорошей отправной точкой для художника. Мои источники вдохновения не ограничиваются фотографией. Я человек, который практикует медитативные техники, читает книги разных культур, смотрит фильмы в основном неизвестных авторов или тех, кто не пользуется успехом на Западе, и всё это открывает мой разум.
Роберто, какая из ваших фотографий вам больше всего нравится, а какая далась вам труднее всего?
Я должен, по необходимости, исключить из ответа то, что было профессионально поручено мне, слишком суетливо, поэтому список будет длинным. Однако самые сложные осознания у меня были только с людьми, которые «должны» были фотографироваться, а не с теми, кто «хотел» фотографироваться. В личных проектах у меня всё, наоборот, поэтому в свободе самовыражения я нахожу свою идеальную среду обитания, где нет никаких трудностей, только веселье, радость и удовлетворение.
Каковы ваши планы на будущее в фотографическом плане?
У меня всегда есть моя квадратная коробка площадью 2 км, которая полна сюрпризов, новинок и персонажей. Этот микромир удовлетворяет меня. Однако я открыт для тысячи других возможностей, если позволит время, поэтому я не исключаю, что обращусь к какой-нибудь другой теме, в дополнение к всегда открытым разделам, таким как цирк и уличные художники.
Ещё больше работ автора на сайте: roberto-bottazzo.format.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube