«У этих вещей есть своя уникальная душа», — говорит польский любитель плёночной фотографии Лукаш Спичала (Lukasz Spychala) о неповторимом очаровании аналогового носителя информации, которое живёт в его сердце. Он предпочитает не тысячи цифровых кадров, а ограниченный, но в то же время качественный выбор из нескольких плёночных кадров. Лукаш, пользуясь ностальгическими моментами из своего детства, создаёт фотопроекты с тщательным планированием.
Понятие «ностальгия» можно охарактеризовать как чувство тоски или даже тяги к прошедшему времени. Это почти горько-сладкое чувство. Хотя воспоминания об ушедшей эпохе доставляют нам кратковременное удовольствие, мы понимаем, что уже никогда не сможем жить в те времена. Разве не все мы делаем что-то, чтобы попытаться на время сохранить ощущения прошлых эпох? Некоторые из нас снимают классические фотографии на плёнку. Другие смотрят фильмы 70-х и 80-х годов, чтобы вызвать старые воспоминания о детстве. Многие коллекционируют памятные вещи, которые могут напомнить нам о тех годах, иконами которых они сейчас считаются. Лукаш Спичала объединил все эти и другие факторы для создания своих фотопроектов.
Пожалуйста, расскажите нам о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Меня зовут Лукаш. Я живу во Вроцлаве, Польша, с самого рождения. Фотографией я занимаюсь со школы. Я начал своё приключение с цифровика. А в колледже я решил купить свою первую аналоговую камеру, которая до сих пор является моей основной.
Я окончил Вроцлавский технологический университет. Я магистр компьютерной техники и ежедневно работаю программистом. На третьем курсе я присоединился к культурной жизни университета, а затем принял осознанное решение, что хочу заниматься аналоговой фотографией. Мне нравится её непредсказуемость и возможность тщательно работать над каждым кадром. Я считаю, что это самый красивый вид фотографии из когда-либо созданных.
Мои любимые жанры фотографий — женские портреты и обнажённая натура, на которых я специализируюсь. Я люблю естественность, и меня постоянно восхищает женское тело. Основой для создания моих фотографий являются форма и свет. Я не занимаюсь фотографией профессионально, но это моя самая большая страсть. Я постоянно ищу свой путь в ней и стараюсь, чтобы каждая следующая фотография была лучшей. В аналоговой фотографии меня покорил процесс создания изображения, ритуал, связанный с проявкой плёнки, а также непредсказуемость конечного результата.
Моя художественная деятельность всегда тесно связана с тем, что я переживаю в данный момент в моей личной жизни. У каждого из нас есть время, когда мы ценим все моменты, которые упускаем, и стараемся не упустить ни один из них. Я стараюсь не только запомнить их, но и показать на плёнке. Часто я пытаюсь сделать наоборот и воссоздать особые моменты, когда у меня не было с собой камеры, чтобы полностью их прочувствовать. Я стараюсь не навешивать ярлыки на кого-либо в художественном и личном плане, особенно на себя. Независимо от последствий моей работы, я всегда стараюсь описать в кадрах то, что наиболее важно для меня в данный момент.
Откуда пришла идея для серии «Другой мир»?
Серия была создана из моих размышлений о том, стоит ли мечтать и предаваться мечтам. Никогда не знаешь, какие из наших мечт сбудутся, даже если они кажутся далёкими грёзами.
«Сон — это реальность или реальность — это сон…
Пребывая во сне, мечта реальна…
Жизнь на самом деле похожа на сон…».
Я начал своё приключение с аналоговой съёмки с использованием чёрно-белых плёнок. Мне очень нравятся такие материалы фирмы Ilford, как FP4+ или HP5+. В последнее время я чаще фотографирую на цветную плёнку. Мне нравятся Kodak Portra 400 и 800, а также CineStill 800T. У меня также много просроченных плёнок, таких как Agfa XPS Portrait 160 или серии Kodak Portra NC и VC, которые позволяют получить уникальные цвета.
Идёт ли речь в вашем проекте о мире аналоговых плёнок? Или тут всё же о мире телевидения?
Мы говорим о наших мечтах, которые кажутся нам далёкими, о которых мы даже боимся думать, а они часто находятся у нас под рукой. В этой серии мир телевидения символизирует наши мечты — то, что мы смотрим, оно реально и физически, но поначалу недоступно. В конце концов, мечты могут сбываться и становиться реальностью. Мораль этой серии такова: будьте осторожны с тем, о чём вы мечтаете, потому что мечты могут стать реальностью.
Не кажется ли вам, что мы становимся порабощёнными такими технологиями, как телевидение и интернет? Кажется, что в наши дни мы и шагу не можем ступить, не включив телевизор.
Я думаю, что, к сожалению, мы часто становимся рабами технологий, но мне хочется верить, что каждый из нас постарается приручить их и использовать для самосовершенствования, а не для бессмысленной траты времени. Время — это самое ценное, и его стоит подарить своим близким или посвятить страсти, которая нас развивает. Мир движется вперёд, и я думаю, что нужно идти в ногу со временем, но более осознанно и рационально.
Был, ли этот проект, снят на плёнку? Если да, то почему вы выбрали именно этот способ, а не цифровой?
Да, эти фотографии были сделаны аналоговой камерой Mamiya RB67 Pro-S на вольфрамовую плёнку CineStill Film 800, проявленную в местной лаборатории. В течение нескольких лет я занимаюсь только аналоговой фотографией. Прежде всего, это иная философия съёмки, чем при использовании цифровой камеры. Во время сессии создаётся сразу 12 хорошо продуманных и спланированных кадров, а не несколько сотен или даже тысяч фотографий, из которых потом трудно выбрать лучшие. Кроме того, сам фотоматериал даёт интересные цветовые эффекты, имеет очень широкий тональный диапазон и приспособлен к вольфрамовому свету (3200К). Главное преимущество моей камеры — это размер светочувствительного материала, 6см х 6см. Цифровая камера с такой большой матрицей стоит очень дорого.
Аналоговое телевидение и кассеты VHS — это прекрасные отголоски прошлых десятилетий. Может быть, ностальгическое увлечение этим периодом также является причиной того, что вы так любите снимать на плёнку?
Моё детство пришлось на то время, когда прокат кассет VHS переживал бум, а у телевизора было место для спящей кошки! Я определённо чувствую ностальгию потому, что у меня есть что-то осязаемое, ощущение того, что я держу это в руке, чувствую вес. Сейчас все как будто есть, но вы этого не чувствуете, потому что это цифровое.
Раньше у людей были целые полки виниловых пластинок, а сегодня у них есть несколько приложений на телефоне с плейлистами. То же самое с фотографией. Когда у меня есть фотографии с негатива или позитива, я могу даже потрогать фотографию. Я могу сделать распечатку с цифровой камеры, но это уже не то. Мне очень нравятся аналоговые вещи. У меня дома есть ламповый радиоприёмник, слайд-проектор и старые часы на запястье. У этих вещей есть своя уникальная душа.
Серия «Отрочество» — это сопоставление чувств желания повзрослеть, и нежелания отпускать детство?
Да, это именно то, о чем эта серия. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. О свободе, о вольности, о том, чтобы делать свой собственный выбор. В этой серии символом ребёнка является девочка с косичкой в голубом платье, играющая на качающейся лошадке.
Символ взрослой жизни — обнажённая женщина на настоящей лошади. На мой взгляд, кульминация между детством и совершеннолетием — это золотая середина, когда мы взрослые, но позволяем своему внутреннему ребёнку говорить, прислушиваемся к его потребностям и исполняем свои детские мечты, когда становимся взрослыми.
Расскажите нам, как вы создали этот снимок с двойной экспозицией. Это, должно быть, потребовало некоторого планирования.
Вначале эта серия фотографий должна была быть сделана с двумя моделями, и тогда я не ожидал, что получится двойная экспозиция. Однако, к сожалению, в этот момент мне представилась возможность сделать эту фотосессию только с одной моделью, и я решил, что стоит рискнуть и сделать мультиэкспозицию.
У меня не было с собой штатива, только монопод, поэтому задача оказалась сложной. Я спланировал весь кадр и сначала сфотографировал обнажённую модель на настоящей лошади. Затем модель переоделась и заколола волосы, после чего мы сфотографировали лошадку-качалку. Я очень доволен эффектом, которого мы добились! Я считаю, что это один из моих лучших снимков, особенно учитывая сложность его создания.
Ваши фотографии сопровождаются подписями, которые действительно уравновешивают их ощущения и настроение: Стагнация, Живая скульптура и т.д. Придумываете ли Вы их уже после, или изображения создаются на основе уже придуманного названия?
Я считаю, что каждая законченная работа должна иметь своё собственное название. Я не люблю добавлять идеологию к ранее сделанным фотографиям. Я думаю, что это довольно натянуто, и вы можете заметить это позже. Я очень стараюсь заранее задать тему и историю фотографий. В случае с историей название серии — это что-то вроде сценария фильма. В случае с отдельными фотографиями я иногда замечаю ассоциации, когда вижу фотографию только на экране компьютера, и иногда затем нахожу для неё подходящее название.
Ещё больше работ автора на сайте: lukaszspychala.pl
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube