Продолжаю знакомить вас с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза в рубрике #Нашилюди. Сегодня у нас в гостях великолепный фотограф-пейзажист из Кирово-Чепецк в Кировской области – Дмитрий Медянцев.
Как только я увидел работы автора, было сразу понятно, что слова о том, что некоторые художники черпают вдохновение из его фотографий – это не преувеличение, они действительно великолепны и художественны. Каждый пейзаж автора будто вышел с полотна художника, и в принципе так и есть, только эти полотна созданы не красками, а фотокамерой Дмитрия Медянцева.
Приветствую вас, представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Привет, меня зовут Дмитрий Медянцев. Практически всю сознательную жизнь я живу в небольшом городе Кирово-Чепецк в Кировской области. Основной род деятельности у меня никак несвязан с фотографией. Я работаю в инжиниринговой фирме, связанной с разработкой корпусной мебели.
Фотографией я занимаюсь с 2006 года. До занятия фотографией в детстве я 6 лет учился в художественной школе, которую отчасти можно считать фундаментом для моего увлечения, ведь иногда фотографа называют «ленивым» художником. Живопись и фотография руководствуются едиными композиционными приемами, средствами выражения и способами передачи перспективы. Наверное, из-за этого среди моих подписчиков есть художники, которые иногда «черпают вдохновение» в моих фотографиях.
Точнее всего мое занятие фотографией можно назвать основным увлечением. Это род деятельности, где я занимаюсь тем, что я хочу, когда хочу и как я хочу. Я никогда не предпринимал сколько-нибудь серьезных попыток монетизировать свое увлечение фотографией. Поэтому, как и всякое увлечение — это скорее статья затрат, чем источник дохода.
Дмитрий, расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Мое занятие фотографией довольно тесно связано с потребностью путешествовать и открывать для себя новые места. Мне тесно находиться в обычной квартире длительное время. Занятие фотографией наполняет мои путешествия смыслом.
Поэтому в фотографии для меня соединилась потребность творческого самовыражения, тяга к путешествиям и способ отдыха от повседневной городской суеты. Кроме того, по мере накопления опыта, я все больше узнаю о том, как застать в природе самые ее живописные состояния и само созерцание таких состояний доставляет мне удовольствие.
Поэтому фотография для меня – это прежде всего про получение удовольствия.
Пейзажи – это основной жанр моих фотографий. Именно пейзажная фотография мне удается лучше всего, хотя иногда я пробую себя в макросъемке, портретной и интерьерной фотографии.
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
С момента начала своего увлечения я использую фототехнику Nikon. На текущий момент в качестве основной камеры я использую Nikon Z6 II, в качестве резервной – Nikon D3x. Набор объективов охватывает диапазон фокусных расстояний от 14 до 400мм. Часть этих объективов для беззеркальной системы Nikon Z, а часть – для зеркальной Nikon F. За все время увлечения фотографией, техника Nikon меня не подводила, позволяя делать кадры даже в самых суровых условиях – при 100% влажности летом, и при 35-градусных морозах зимой. Надежным спутником любого пейзажного фотографа является штатив, поэтому в моем арсенале их даже два – один штатив Gitzo второй серии для путешествий налегке, другой – более тяжелый и высокий Benro для автопутешествий.
Инструментарий постообработки диктуется задачами фотографа. Для меня важно получить прежде всего красивый, интересный кадр, а не технически достоверный отпечаток действительности.
В качестве программного обеспечения я использую распространенную связку Adobe LightRoom с Adobe Photoshop. Для сборки сложных панорам пользуюсь AutoPano Giga, для сборки кадров с фокус-стеккингом – Helicon Focus. Для объединения кадров с ночным небом – Sequator.
Дмитрий, вы можете сказать, кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Назвать имена тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
По мере собственного развития круг наиболее интересных для меня авторов меняется. К числу самых интересных для себя авторов могу отнести Майка Рейфмана, Алекса Норьегу, Даниила Коржонова и Влада Соколовского.
Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Безусловно, на этот вопрос лучше всего могут ответить мои зрители. Однако насчет этого вопроса у меня есть следующие соображения. Я, как и многие непрофессиональные фотографы-пейзажисты в нашей стране, живу в средней полосе России и не могу уделять своему увлечению основное время.
Я — семейный человек, который много времени посвящает основной работе и семье. Поэтому на увлечение остается не так много времени. При этом каждый фотограф должен стараться делать кадры, непохожие на творчество других фотографов. Как же этого добиться с учетом упомянутых мною житейских обстоятельств?
Для себя я нашел следующее решение – нужно сосредоточить основные усилия на поиске живописных мест в своем регионе. Изучение родного края позволит создавать фотографии малоизученных и непримелькавшихся мест. Благодаря близкому расположению к дому, становится возможно застать наиболее эффектное состояние природы и сделать «тот самый кадр». В качестве примера – две из трех фотографий, которые вошли в топ50 прошедшего конкурса 35awards 2022, сделаны в радиусе 150км от моего дома.
Безусловно, посещение популярных у фотографов мест, вроде Алтая, Байкала или Камчатки может пополнить портфолио эффектными кадрами. Но шанс сделать в таких раскрученных местах оригинальный кадр намного ниже. В рамках ограниченного по времени фототура погодные условия не всегда складываются выигрышно для фотографа и велик шанс остаться без удачных кадров.
Дмитрий, как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
По мере накопления опыта у фотографа роль фотокамеры и оптики снижается. И на первый план выходит поиск удачного состояния в природе и выгодного ракурса. Я уверен, что опытный фотограф может снять отличный кадр на любую современную камеру независимо от бренда производителя.
Чаще всего две мои фотографии, сделанные на новую камеру и на камеру десятилетней давности, не будут практически ничем отличаться даже для меня, не то, что для моего зрителя! Разница в камерах разных поколений во многих случаях лежит лишь в области удобства и скорости получения финального результата.
Не стоит гоняться за дорогими светосильными зум-объективами. По моим наблюдениям даже опытный фотограф-пейзажист упирается в технические ограничения камеры или оптики лишь в среднем 5…10% кадров. И даже в этих кадрах существуют технические решения преодолеть эти ограничения особой техникой съемки и дальнейшей постобработкой.
В качестве примера таких решений – использование брекетинга при съемке сцены с большим перепадом яркости, съемка серий одинаковых кадров для усреднения шумов в ночной съемке, съемка нескольких кадров с солнцем и без него (закрывая солнце ладонью или пальцем) объективом с низкой блико-защитой, искусственная подсветка переднего сюжетного важного плана искусственными источниками света для уменьшения шумов при вытягивании деталей и т.п.
С учетом моих приоритетов выбора сюжетов, фототехника иногда отходит на второй план и на первый план выходит поиск новых съемочных мест, наличие надежного автомобиля, прогнозирование хороших погодных съемочных условий и освоение новых техник постобработки изображений.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Цветная фотография. Для каждого сюжета есть наиболее выгодное цветовое решение. Состояние природы средней полосы России чаще всего наиболее выигрышно выглядит в цвете. Монохромную, близкую к черно-белой тональности я применяю редко, в основном для съемки в пасмурную снежную погоду или в случае съемки кадров со сплошным обложным туманом.
Пленка или цифра, почему?
Для меня – только цифра. Причин несколько – я никогда не имел дела с пленочной фотографией. Цифровая фотография – это удобство и широта инструментов постобработки. Я не вижу в пейзажной пленочной эстетике того стержня, который бы мотивировал меня заняться съемкой на пленку.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
К пейзажной фотографии этот вопрос относится редко. Но тем не менее – подсветка отдельных участков сюжета светодиодным постоянным светом иногда проводится.
Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Несмотря на то, что я снимаю в основном в родном регионе, периодически я езжу в фототуры по нашей стране. Именно об истории этого кадра из Магаданской области я бы хотел рассказать (фотография ниже).
Дело в том, что этого кадра не должно было быть. Около 10 часов утра наша группа начала собирать лагерь для передислокации на берег озера Джека Лондона. Погода стояла пасмурная и пики горной гряды «Пила» в основном были закрыты облачностью.
Один из участников нашей команды собирался крайне неторопливо, что задержало все сборы на 40 минут. Именно в момент, когда он наконец собрался, начало выглядывать солнце, а «пила» начала освобождаться от плена облаков. Уже навьюченные, мы побросали свои рюкзаки и начали снимать подсвеченную мягким солнечным светом колымскую осень во всем ее цветном многообразии.
Не задержись мы со сборами, застали бы самое фотогеничное состояние в пути на тропе под рюкзаком и никаких кадров мы бы не сделали. Часто вот такие моменты фотографической удачи и остаются в памяти надолго.
Как проходит ваш стандартный съемочный день?
Подготовка к съемке начинается дома. Помимо определения места будущей поездки очень важно угадать с состоянием природы. В теплое время года я частенько гоняюсь за туманами.
Туман значительно преображает любой пейзаж, поскольку избавляет видовой кадр от множества второстепенных деталей и хорошо разделяет планы на фотографии, создавая особую атмосферу. Летний туман «любит» резкие перепады температуры между днем и ночью, а также образованию тумана способствует обильный теплый летний дождь накануне.
Зимой наиболее эффектно природа выглядит в сильные морозы, когда деревья покрываются инеем. Поэтому для меня самые лютые морозы – период наибольшей активности.
Кроме прогнозирования интересного состояния природы при планировании съемок учитываю положение солнца и луны в режимное время съемок при помощи сайта Photo Ephemeris.
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Как я упоминал ранее, для меня интересно получить красивую интересную фотографию, а не отразить природу с документальной точностью. Именно эта цель определяет подход к обработке. Но, несмотря на это, я практически никогда не делаю коллажи: не добавляю на фото никаких новых предметов или сюжетно важных элементов.
Чаще всего, снимая тот или иной кадр, я уже представляю, как и какими инструментами я буду обрабатывать кадр, представляя в голове итоговый результат.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Попытка передать краткосрочные живописные мгновения в природе, азарт и попытка графически зафиксировать те эмоции, которые переживал в момент съемки.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Немного усложнил путешествия по стране. На основной мой фотографический опыт пандемия не оказала существенного влияния.
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.
Мне нравится снимать многоплановые сюжеты, когда в кадре есть сюжетно важные передний, средний и дальний планы. Многоплановость позволяет вовлекать зрителя в фотографию, заставлять его взгляд «входить» и двигаться по фотографии.
Почти 90% моих фотографий являются панорамами. Большое использование съемки панорам вызвано следующими причинами:
1.Возможностью выбирать наиболее выгодную точку съемки с точки зрения взаимного расположения объектов в кадре с возможностью управления передачей масштаба различных объектов ближнего, среднего и дальнего плана (через съемку с определенным фокусным расстоянием).
2.Возможностью получения изображения с избыточной детализацией, которое позволяет осуществлять произвольное кадрирование при постобработке и подготавливать фотографии как для печати большого формата, так и под требования любого фотоконкурса.
Постобработка заключается в сборке панорамы и выполнение базовых коррекций в LightRoom. Чаще всего на выходе из LightRoom получается неконтрастная фотография-заготовка для окончательной доработки в PhotoShop с максимальным запасом информации в светах и тенях. В PhotoShop производится работа с сюжетно важными элементами фотографии, выборочная работа с цветом и контрастом с применением яркостных масок и различных режимов наложения слоев.
Моете поделиться советом для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией и совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Попробуйте себя в разных жанрах и постарайтесь определиться с тем жанром, от которого вы получаете большее удовольствие. Как можно больше практикуйтесь. Фотография – это прежде всего практика.
Фокусироваться на поиске эффектных мест и состояния природы. Не стремитесь снимать только в популярных местах, пытаясь повторить ту или иную фотографию. Найдите сюжеты в шаговой доступности для вас.
Расскажите о ваших публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?
Я постоянно не слежу за конкурсами и соответственно не могу похвастать теми или иными публикациями. В прошлом году я занял второе место на конкурсе авиакомпании «Россия», тем самым попав на страницы журнала этой авиакомпании.
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?
Основной род деятельности у меня не связан с фотографией.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
Я на систематическом уровне не участвую в фотоконкурсах и никогда не участвую в конкурсах с платным участием. Поэтому доска достижений моя невелика:
- Второе место на конкурсе, проводимом авиакомпанией «Россия», посвященном красоте России.
- Полуфиналист конкурса РГО (2021, 2022 год)
- Полуфиналист конкурса Золотая Черепаха (2022 год).
- Top-25 на международном конкурсе 35awards в двух номинациях – пейзаж День, пейзаж – Ночь.
Как выбираете что именно станет сюжетом для тревел или пейзажной фотографии?
В средней полосе России основными локациями являются водоемы (реки, озера, пруды), холмистая местность, церкви, деревенские сюжеты, деревянные мосты. Именно эти элементы часто являются композиционными центрами. Традиционно по временам года интересно снимать:
- В июне цветение диких цветов и общее разнотравье.
- В августе – туманы.
- Конец сентября, начало октября – золотая осень.
- Конец декабря- январь – морозные состояния в лесах и на незамерзающих водоемах.
- Апрель – разлив рек.
Дмитрий, как проходит подготовка к съемке? Вы посещаете заранее место будущей съемки?
В случае поездки на незнакомое место днем обследуется территория с точки зрения поиска интересных ракурсов, а в режимное и ночное время происходит непосредственно процесс съемки.
Есть какие-то советы для тех, кто хочет привезти из путешествий хорошие кадры?
Почаще отходите с нахоженных троп и известных сюжетов, попытайтесь найти что-то новое. Если вы посещаете популярное людное место, постарайтесь прийти рано утром, когда большинство туристов спит.
Найдя интересное место, не ленитесь постоять на нем определенное время в ожидании наилучшего состояния природы и освещения.
У вас есть свой подход к поиску сюжета и последующей обработке?
Одним из моих личных специфических подходов является широкое использование съемки панорам для расстановки акцентов на фотографии путем выбора масштаба объектов на разных планах изображения при помощи выбора съемки с определенным фокусным расстоянием.
В процессе обучения методов постобработки фотографий необязательно покупать дорогие курсы именитых фотографов. Довольно много обучающих материалов на английском языке находится в свободном доступе на YouTube.
Помните, что большинство известных фотографов могут устроить для вас индивидуальное обучение обработке за определенное вознаграждение. Вам останется лишь выбрать фотографа, работы которого вам нравятся, и связаться с ним.
При обработке изучайте приемы ретуши в том числе и портретных фотографов. Например, метод прорисовки объема Dodge & Burn, метод частотного разложения применимы и в пейзажной фотографии.
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
- Вконтакте: vk.com/mgaclock
- 35Photo: 35photo.pro/mclock
Следите за новостями в наших социальных сетях: Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube