Так повелось, что многие изобретения людей появлялись на свет во время использования других изобретений. Таким образом, прогресс никогда не стоял на месте и сфера мобильной фотографии не была исключением. Сначала мир наполнила различная бытовая и фототехника, а также средства связи. Потом было принято решение оптимизировать и реализовать разные технические возможности в одном устройстве для большего комфорта и удобства в использовании. Конечно, простая бюджетная(а значит доступная) фотография притягивала многих людей, особенно в то время, когда профессиональная фототехника стоила жутко дорого. С помощью мобильной камеры можно было быстро запечатлеть какие-то случайные мимолётные события, в то время, как профессиональную технику нужно было заранее подготовить к съёмке. Но как и когда создание технически скудных кадров, часто с характерным цифровым шумом и небольшим разрешением, стало, наглядным средством общения, передачи эмоций и даже новым направлением искусства?
Возникает справедливый вопрос: действительно ли можно назвать мобилографию современной новинкой? Вряд ли, хотя она и стала особенно популярной в последнее время. Это сейчас «селфи», то есть автопортрет с мобильного, стал повседневностью, но многие десятилетия назад ещё не было мобильных телефонов со встроенными фотокамерами и, вообще, не существовало каких-либо компактных фотокамер. А теперь давайте обратим внимание на то время, когда появились две важнейшие составляющие мобилографии: фотоаппарат и телефон.
Отправной точкой фотографии принято считать 1822 год. Именно тогда французский изобретатель Жосеф Ньепс впервые получил фиксированное изображение, которое, к сожалению, не сохранилось до нашего времени. Самой старой из сохранившихся фотографий считается «Вид из окна». Снимок был сделан в 1826 году. Принцип получения самого первого снимка в то время был таков: для получения негативов использовалась особенность серебряной соли, которая попросту чернела при контакте с дневным светом. Но при извлечении этой соли из камеры снимок сразу стал полностью тёмным. В дальнейшем технология была изменена: теперь использовалась медная либо известняковая пластина, которую покрывал тонкий слой асфальта, именно благодаря этим (теперь уже смешным) компонентам до нас и дошли первые снимки.
Другая важная дата – 1871 год. Итальянец Антонио Меуччи изобрёл первый телефонный аппарат. Постоянная модернизация этих устройств сказывалась на спросе и уже к 1900 году в США было установлено 1,5 миллиона телефонов.
Но до того, как эти изобретения успели слиться в одно целое, произошло событие, которое, впоследствии и поспособствовало этому слиянию. В 1993 году двое студентов Венской академии искусств, Вольфганг Странцингер и Маттиас Фигль, купив за 12 долларов фотоаппарат «Lomo Compact», Ленинградского производства, вышли на улицы Праги и начали фотографировать всё, что только возможно. Фотографировали они с весьма необычных ракурсов – от бедра, с плеча, из-за спины, а также, держа аппарат высоко над головой. Как ни странно, у них получались неожиданные и оригинальные снимки. Так возник новый жанр фотографии, обретший множество поклонников по всему миру- ломография.
И, вот, спустя годы технологическая мода и прогресс объединили и дополнили эти изобретения. Сначала фотоаппараты для записи оптического изображения начали использовать полупроводниковую фотоматрицу и цифровой носитель информации вместо, ранее используемого, светочувствительного материала. Специальный преобразователь помогал превращать аналоговый сигнал, поступающий с матрицы, в, привычные для нас сегодня, цифровые файлы. Первый такой фотоаппарат, «Fuji DS-1P», был выпущен в 1998 году. Примерно в это же время появился и первый цифровой зеркальный аппарат, «Electro-Optic Camera», от компании «Kodak». И уже спустя пару лет производители начали выпускать компактные мобильные телефоны, оснащённые примитивными фотокамерами невысокого разрешения, с помощью которых обычно получались смазанные кадры. Первым подобным телефоном стал «Sharp j-SH04», выпущенный в 2001 году.
Встроенная камера (всего 0,1 мегапикселей) выдавала что-то более похожее на картинки, чем на фотографии. С какой целью был выпущен этот телефон – неизвестно. Но вскоре один за другим начали появляться более лучшие аналоги, которые поначалу носили название «камерофоны». С течением времени, когда уже сложно было найти мобильный телефон без встроенной камеры, это название не прижилось. Но, очевидно, некоторые из покупателей подобных мобильных телефонов, по-особенному относились к фотоискусству и любили экспериментировать, поэтому их и не остановил тот факт, что камера носила статус не ”развлечение“, а “дополнение”, используя её лишь по необходимости. Благодаря находчивости таких людей и зародилась мобилография, которая предоставила прекрасную возможность без слов делиться своим настроением, заниматься свободным искусством и почувствовать себя настоящим фотографом!
Отличное начало! Ждем продолжения.
Отличное начало! Ждем продолжения.