Встретиться с Алексеем Харитоновым и взять у него интервью оказалось необыкновенно сложно. Вечно занятой, спешащий и улыбающийся — он пролетал мимо, сразу же вспомнился знаменитый бородатый анекдот от армянского радио:
— Может ли «Запорожец» идти со скоростью 150 км/час?
— Может, если спустить его с горы Арарат!
Вот так и мне пришлось мчаться за Алексеем, чтобы задать ему всего несколько вопросов.
-Будучи таким занятым человеком, как вы находите время для фотографии? Ведь эта работа требует сосредоточенности, остановок, осмысления увиденного. Вы же не фотографируете все подряд? Или потом из тысяч сделанных снимков собираете подборки? Это же безумная работа, на которую уходит очень много времени.
Работа научила планировать и распределять время. Отпуск, праздники, выходные – можно много куда добраться, на два-три дня, на неделю.
С фотоаппаратом в руках получается не просто увидеть, но и привезти с собой немножко красоты тех мест, где удалось побывать. Начал фотографировать еще будучи школьником. Первые работы — это магия, романтика, при свете красной лампы. Смотреть, как на отпечатке в кювете возникает образ, угадывать момент, когда пора вытаскивать из проявителя …Учил всему отец, за что я ему очень благодарен. Сегодня гораздо проще: «цифра» намного упростила работу, из каждого путешествия привозишь с собой сотни и тысячи снимков, потом разбираешь их «долгими зимними вечерами». Понятно, что большая часть их них отправляется или в мусорную корзину или в архив — «на переосмысливание» уведенного.
— Про какую из поездок вы хотели бы рассказать?
Сложно выбрать, в каждой было что-то запомнившееся и прекрасное. Очень понравилось трехдневное путешествие на автомобиле по Тверской области, в нашей «Средней полосе», там столько прекрасных мест, что точно пора создать отдельный альбом. Но для этого нужно полностью отрешиться от всего остального, ехать и снимать, тут уж трех дней точно не хватит.
— Так давайте вспомним ваше путешествие в Армению? Или, как вы говорили, их было два?
Да, это видно по снимкам: весна, время, когда все вокруг оживает и расцветает. Удивительное чувство жизни, оно идет от всего — от свежевспаханной земли, от ярких полей маков, от улыбок людей. Не менее сказочна осень – золотая в долинах, серебряная от первого снега в горах, текущая туманом в ущельях. Ну и конечно Арарат, который царит над всей страной и кажется, что вот он, рукой подать – но, увы, там граница. Говорят, Арарат не всем и не всегда открывается, иногда можно неделями ждать, пока он хотя бы ненадолго покажется из-за облаков, но ко мне гора оказалась благосклонна.
Вспоминаю легенды про древние храмы – в Армении «новым» считается монастырь Нораванк (так и переводится — «новый монастырь»), построенный всего лишь в XIII веке.
Или про ночлег у гостеприимных стариков в горной деревне и как удивительно вкусен поутру свежеиспеченный лаваш и сладок мед с горной пасеки. Про застолье в маленькой придорожной семейной гостинице, где стол ломится от угощений и за бутылочкой-другой тутовки вдруг собрались путешественники со всего мира – поляки, немцы, француз, канадец – и мы пытаемся перевести им на английский язык анекдоты армянского радио.
И все же за все время путешествия по Армении надо мной как бы витала волшебная поэзия Мандельштама, его армянский цикл:
Ты красок себе пожелала —
И выхватил лапой своей
Рисующий лев из пенала
С полдюжины карандашей.
Страна москательных пожаров
И мертвых гончарных равнин,
Ты рыжебородых сардаров
Терпела средь камней и глин.
Вдали якорей и трезубцев,
Где жухлый почил материк,
Ты видела всех жизнелюбцев,
Всех казнелюбивых владык.
И, крови моей не волнуя,
Как детский рисунок просты,
Здесь жены проходят, даруя
От львиной своей красоты.
Как люб мне язык твой зловещий,
Твои молодые гроба,
Где буквы — кузнечные клещи
И каждое слово — скоба…
А потом снова пьем вино, счастливые расходимся кто куда — мы в горы, фотографировать, хозяева по своим фермам или на работу и берут с нас «честное слово», что после возвращения обязательно зайдем еще раз — ждать будут.
Так что эти поездки согрели душу и запомнились особо, хотя из каждого путешествия привожу с собой столько положительных эмоций, что хватает надолго. И снова жду очередного «окна» в работе, чтобы пуститься в дорогу. Раньше мне больше хотелось попасть в хорошо известные, «открыточные» места, сейчас важнее открыть для себя что-то новое, в нашей стране еще столько уголков, которые мало кто снимал. Ну и чем дальше, тем я больше согласен со своим другом, который любит говорить, что сложнее всего хорошо снять пейзаж нашей родной средней полосы.
Прощаемся с Алексеем, его уже ждет работа, коллеги обойтись без него не могут, с благодарностью принимаю заранее для нас составленный список аппаратуры, которую он всегда берет с собой:
Основная камера Sony Alpha SLT-A99, запасная Sony Alpha DSLR-A850. Объективы: Sony Zeiss 16-35/2.8, Sony 28-75/2.8, Sigma 70-200/2.8 EX APO или Sony 70-400/4.5-5.6 G SSM, в зависимости от задач.
Поляризационные фильтры разных фирм, комплект градиентных и нейтрально-серых фильтров SinghRay, держатели и переходные кольца Lee для них.
Тросик Sony. Программируемый тросик неизвестного китайского производителя. Штатив Velbon Sherpa Pro CF-630. Штативная головка RRS BH-40, выравнивающая площадка Acratech Leveling Base. Фоторюкзак Dakine Sequence 33l, очень функциональный и удобный.
В него помимо камеры обычно кладется налобный фонарик, навигатор Garmin GPSMAP64, для автономных поездок — солнечная батарея, разные чистилки-протиралки, полиэтиленовый чехол — защита камеры от дождя.
И все же после вот такого перечисления используемой техники, мы возвращается к заветному желанию Алексея — поездить по нетронутым уголкам России. Там есть не просто пейзажи, которые очень хочется фотографировать. Уникальные места, в которые «хочется окунуться», вжиться в них. Это не просто Природа с Большой Буквы. Эти фотографии когда-нибудь займут первые места на всех конкурсах, потому что фотографии Родины могут быть только превосходного качества, что и хочет делать мастер.
Фотограф Алексей Харитонов на сайтах 35photo.ru, Facebook, LiveJournal