Цветная съёмка — это нечто обыденное для нас сегодня. Но вы знаете, что ещё не так давно она была недоступной даже для профессиональных фотографов из самых передовых стран? Лишь в 1970-х годах цветная фотография стала широко распространённой. До этого чёрно-белое фото было символом элитарности и престижа. И так было бы ещё долго, если бы не появился человек, которого называли «отцом цветной фотографии» – Уильям Эгглстон (William Eggleston).
Первые цветные изображения появились ещё в середине 19-го века. Но тогда это были дагерротипы — «отражения» лиц на окисляющихся серебряных пластинках. Фотографы не могли объяснить природу своих снимков и многие считали их подделкой. Первая настоящая цветная фотография была создана в 1861 году. В начале 20 века Сергей Прокудин-Горский сделал самую большую коллекцию цветных фотографий. Так почему же потребовалось более столетия, чтобы признать уже освоенную технику?
Причин было несколько. Во-первых, цветные фото требовали особого усилия и времени для съёмки и обработки. Во-вторых, передача цветов не была естественной и реалистичной. И, в-третьих, цветная фотография была слишком дорогой. Звучит странно сегодня, но модные журналы избегали использовать цвет как огня — он удваивал стоимость номеров. Старые мастера и легенды из мира фотографии также высказывали свой протест против новой техники. Классик Анри Картье-Брессон назвал цветное фото одним коротким и абсолютно неприличным словом. Именно тогда на сцену вышел Уильям Эгглстон со своим чемоданом полным цветных фотографий. Но об этом позже.
Уильям Эгглстон родился в 1939 году в состоятельной семье на юге Америки, вскоре после того, как фирма Kodak выпустила первую цветную фотоплёнку для широкого потребления. Это сыграло роль в формировании Уильяма – он вырос в прекрасного пианиста и композитора, интересовался квантовой физикой и иногда занимался абстрактной живописью.
В школе он не поддавался давлению мужского коллектива тех лет – его не занимали спорт и охота. Он поступил в университет, но так и не получил степень, зато получил от друга подарок в виде фотоаппарата «Лейка», который пробудил его скрытую страсть к фотографии. Он учился у Роберта Франка и ранее упомянутого Картье-Брессона. Первые фотографии Уильяма были чёрно-белыми и, кажется, не радовали его самого, поэтому в 1965-1966 годах юный фотограф решил освоить цвет.
Как отмечали критики его творчества, он работал в полной изоляции от других художников, не присоединяясь к каким-либо группам или общаясь с соратниками по цеху. Поэтому галерист Уолтер Хоппс был поражён открытием неизвестного фотографа, который накопил материал для десятка портфолио и экспериментировал с химическими способами фотопечати для достижения нужной контрастности, резкости и яркости кадров.
Эгглстон – мастер цвета. Его фотографии поражают насыщенностью и контрастом. Он может сделать шедевр из красного потолка с белой лампой и проводом. Но цвет – это не единственное его оружие. Эгглстон умеет находить гармонию в обыденности: автомобили у забора, предметы интерьера, люди и собаки – всё это становится частью его цветовой симфонии. Его фотографии не стремятся к идеалу: они живые, моментальные, интуитивные.
Он не тратит время на выравнивание горизонта и композицию: он ловит мгновение, которое больше не повторится. Он сам признавался, что никогда не делал одинаковых снимков и сравнивал свою технику со стрельбой из обреза – быстро и точно. Эта «небрежность» может показаться недостатком, но на самом деле это приём: он создаёт поэзию из визуальных рифм и заставляет зрителя думать о том, что скрыто за кадром и что привлекло его взгляд.
Уильям Эгглстон — легенда цветной фотографии, который изменил восприятие этого жанра в искусстве и СМИ. Его уникальные кадры, на которых он запечатлел обыденность и красоту южных штатов Америки, не оставили равнодушными таких мастеров кино, как Дэвид Линч и София Коппола. Но сам Эгглстон был скорее молчаливым наблюдателем, чем разговорчивым собеседником. Когда он снимал Линча по предварительной договорённости, он ограничился тремя выстрелами из фотоаппарата и прекратил фотосессию. Линч же прокомментировал свой портрет так: «Хорошее, не в фокусе, но хорошее» и рассмеялся.
Ещё больше работ: egglestonartfoundation.org
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube