Каждый раз, собираясь на съемку за пределами фотостудии, мы вынуждены делать выбор: что взять с собой? Что наверняка пригодится, а что станет лишней ношей? Сколько килограммов взвалить на плечи на этот раз? Мало кто из фотографов назовет этот выбор простым. Каждый раз нам приходится искать компромисс между мощностью, качеством света и габаритами оборудования. Хорошо еще, если речь идет о постановочной съемке на природной локации, куда вы едете на машине. Можно набрать техники с большим запасом и не слишком переживать, если что-то не пригодится. Но что если это свадьба или любое другого мероприятие, где лишнее оборудование будет снижать вашу мобильность и ограничивать передвижения? Что если вы отправляетесь в путешествие, и ваш багаж ограничен жесткими правилами авиакомпании? Что если вам нужна универсальность, а не целый перечень приборов для различных задач?
Компания Profoto попыталась найти решение в виде легкого, миниатюрного, но очень мощного беспроводного источника импульсного света (впрочем, и постоянного тоже, но об этом чуть позже) – Profoto B10 Plus.
Итак, начинаем знакомство, как водится, с упаковки. Тем более, вспышки Profoto традиционно поставляются в очень функциональных кофрах и рюкзаках, некоторым из которых хочется посвятить отдельные обзоры. В этот раз нам предлагают небольшой (30х30х13см) жесткий кофр обтекаемой формы.
Признаюсь, открыв его в первый раз, какое-то время просто любовался работой дизайнеров.
После удаления вкладыша с обращением основателя компании, в кофре обнаруживается довольно много свободного пространства. Там же можно найти пару дополнительных перегородок с липучками, позволяющих организовать внутреннее пространство на своё усмотрение. Эта возможность мне особенно понравилась. Например, можно вот так разметить тут небольшую беззеркальную камеру с парой-тройкой объективов и другими мелочами:
В продаже также доступен комплект «Duo Kit» из двух Profoto B10 Plusв фирменном рюкзаке:
Сама новая вспышка напоминает очень компактный студийный моноблок, оснащенный аккумуляторной батареей. Её длина всего 23.5, а диаметр – 10 сантиметров.
Все студийные источники света Profoto имеют такой же диаметр передней части, на которую надеваются светоформирующие насадки. Но в середине корпус привычных нам студийных моноблоков существенно расширяется, а вот Profoto B10 Plus имеет почти идеальную цилиндрическую форму, что делает её гораздо более компактной.
По своим габаритам Profoto B10 Plus сравнима с крупным объективом. Во время тестирования я неоднократно брал её на съемки, укладывая в отделение фоторюкзака, где обычно располагается оптика.
Для установки вспышки на стойку предусмотрен съемный адаптер:
Первое, что мне бросилось в глаза, – очень маленький фиксатор угол наклона. Удобно ли будет его затягивать, и не будет ли вспышка «уползать» вниз при использовании относительно тяжелых насадок? Но при ближайшем рассмотрении сомнения развеялись: механизм удержания угла наклона здесь не полагается только на трение, а снабжен зубчиками! Так что нужный угол не «уползёт».
Адаптер соединяется со вспышкой винтовым креплением и надежно фиксируется большим колесиком без каких-либо усилий.
Такое необычное для Profotoрешение, как оказалось, имеет серьезные плюсы. Во-первых, отсоединив адаптер, вы уменьшаете вес и размеры вспышки. Во-вторых, под адаптером вы обнаружите стандартную резьбу ¼ дюйма – такую же, как в штативном гнезде любой фотокамеры.
То есть вы можете без лишних сложностей установить B10 Plus на любой штатив или монопод. Это здорово, ведь у многих фотографов, особенно путешествующих, штатив всегда с собой, в отличие от осветительных стоек. К тому же, некоторые фотографы закрепляют вспышку на легком моноподе и держат её в руке (своей или ассистента) во время работы. Возможность удалить из этой конструкции лишний элемент с наклонным механизмом также снижает вес и повышает комфорт.
С другой стороны, адаптер удобно использовать в качестве рукоятки, держа вспышку в руке:
Очень важный момент: отверстие для фотозонта также расположено в съемном адаптере. Если вы любите снимать с зонтиками и хотите установить вспышку на штатив, вам придется искать какой-нибудь нестандартный способ крепления. Или воспользоваться другими светоформирующими насадками Profoto – к счастью, тут выбор просто огромен.
Импульсный свет
Несмотря на более чем скромные габариты, мощность малютки – полноценные 500 джоулей! То есть точно такая же, как у привычных моноблоков, которыми оборудовано подавляющее большинство фотостудий. Это примерно в 10 раз больше света, чем выдает на максимальной мощности обычная накамерная вспышка.
Диапазон регулировки мощности весьма впечатляющий даже по меркам 2019 года – целых 10 ступеней! Когда начинающие фотографы обращаются ко мне за помощью в выборе оборудования, я всегда советую им обращать пристальное внимание именно на этот параметр. Ведь новички часто гонятся за большой мощностью «на вырост», хотя большинству она так и не пригождается. А на практике сталкиваются с ситуациями, когда не хватает именно диапазона регулировки, то есть возможности уменьшить мощность, например, чтобы «размыть» фон, открыв диафрагму. Моноблок Profoto D1, которым до сих пор оснащено большинство фотостудий Москвы, имеет диапазон 7 ступеней. Так что огромный диапазон в 10 ступеней, на мой взгляд, можно считать своего рода пределом: минимальное значение мощности Profoto B10 Plus составляет менее 1 Дж – вряд ли кому-нибудь может понадобиться меньше.
Время перезарядки вспышки составляет от 0,05 на минимальной до 2.5 секунд на полной мощности. Рекордными эти показатели не назовешь, на максимуме приходится снимать в достаточно размеренном режиме. Однако в реальной работе это, как правило, не создает неудобств. Дело в том, что все вспышки Profoto, начиная с вышедшей еще в 2013 году Profoto B1, не нуждаются в перезарядке после каждого импульса, если вы снимаете не на максимальной мощности. На значении 9.0 вы можете сделать два кадра подряд без паузы между ними. На значении 8.0 – четыре кадра. На значении 7.0 (его принято считать «средним» и наиболее часто используемым на приборах такой мощности) – восемь кадров. Вообще без паузы, хоть со скоростью стробоскопа! Поэтому, если вам не нужны очень длинные серии на мощностях близких к максимуму, работать будет очень комфортно.
Со стабильностью импульса также никаких проблем – она составляет ±0.1 ступени.
Постоянный свет
Помимо импульсной лампы Profoto B10 Plus оснащена пилотным светом, да еще каким! По сути, здесь нам доступен полноценный светодиодный видеосвет.
Световой поток составляет 2500 люмен. Это больше, чем у некоторых светодиодных накамерных источников света, которыми пользуются профессиональные видеооператоры.
А самая впечатляющая возможность, имеющаяся у постоянного света Profoto B10 Plus, – регулировка цветовой температуры. Вы можете варьировать её в пределах от 3000 до 6500 градусов Кельвина. При этом индекс цветопередачи (CRI) остается в пределах значений 90-96, что очень здорово, даже если оценивать по меркам видеосвета.
Задняя панель и управление
В целом дизайн и эргономика Profoto B10 Plus, традиционно для шведов, на высшем уровне, комментарии тут излишни.
Практически вся задняя панель представляет собой ровную черную поверхность, которая при включении вспышки превращается в безрамочный цветной дисплей.
Дисплей очень яркий (конечно же, яркость можно настроить в меню) и отлично читается на солнце даже с большого расстояния и под любым углом.
Ниже дисплея расположены элементы управления, которых здесь всего три. Пользовательские интерфейсы Profoto всегда были довольно просты и интуитивны. В данном же случае инженеры и дизайнеры, очевидно, проделали огромную работу, чтобы сделать вспышку еще более понятной даже для совсем далекого от техники новичка.
Включается и выключается прибор длительным нажатием на кнопку Test – традиционно для Profoto она единственная окрашена в белый цвет. Кстати, при выключении Profoto B10 Plus сохраняет текущие настройки, включая мощность, и восстанавливает их при следующем включении.
Регулировка мощности осуществляется расположенным в центре колесиком. Как и у всех вспышек Profoto, шаг регулировки – 1/10 ступени. Если же нажать на колесико и вращать его, «утопив» на несколько миллиметров, шаг будет составлять целую ступень.
Третий элемент управления, расположенный слева и отмеченный значком в виде солнышка, отвечает за постоянный свет. Простым нажатием его можно включить или выключить, а поворотом – изменить яркость свечения. Это колесико тоже можно вращать, удерживая в «утопленном» положении, и изменять таким образом цветовую температуру пилотного света. При этом на экране появляется цветная шкала, так что начинающий пользователь может даже не знать, что такое градусы Кельвина – всё очень наглядно!
Все остальные функции доступны через меню, попасть в которое можно с помощью кратковременного нажатия на центральное управляющее колесо.
Здесь можно выбрать канал и группу для радиосинхронизатора системы Profoto Air, а также включить или выключить любой из доступных способов синхронизации и дистанционного управления: радио, Bluetooth и инфракрасный приемник.
Далее идет выбор режима вспышки: установленный по умолчанию Normal можно изменить на Freeze. В этом режиме вы получите более короткий импульс, позволяющий гораздо лучше «заморозить» быстрое движение.
Учтите, что при съемке на полной мощности ничего не изменится, импульс останется тем же – 1/1200 секунды (t0,5). А вот чем меньше мощность, тем ощутимее разница между стандартным и «замораживающим» режимами. Так, например, на значении мощности 9.0 вы сократите длину импульса с 1/1300 до 1/1700 секунды, а на значении 5.0 – с 1/2400 до 1/11000! Полный перечень доступных значений я приведу в таблице:
Однако платить за короткий импульс придется стабильностью цветовой температуры – по мере регулировки мощности она будет меняться гораздо сильнее. Это не важно, если вы снимаете с одним источником света: какая бы ни была цветовая температура вспышки, вы всегда можете выставить соответствующее значение в камере при съемке в jpeg или позже в конвертере при съемке в raw. А вот при использовании нескольких вспышек, установленных на разные значения мощности, лучше вернуться к режиму Normal, чтобы уменьшить перепад цвета.
И, наконец, в меню можно выбрать режим пилотного света: FREE для свободной регулировки его яркости и PROP – пропорционально мощности импульса. Последний может быть очень удобен при построении световой схемы из двух и более вспышек. По мере того, как вы будете менять мощности импульса, яркость пилотного света будет меняться пропорционально, позволяя вам сразу на глаз оценить получающийся светотеневой рисунок.
Еще ряд настроек можно найти во вкладке ADVANCED.
В пункте READY SIGNAL можно выбрать, каким образом вспышка будет уведомлять вас о перезарядке, то есть о своей готовности к следующему кадру. Доступны все традиционные для Profoto варианты: звуковое уведомление (SOUND), визуальное – выключение пилотного света на время перезарядки (DIM), звуковое и визуальное (SOUND & DIM), а также полное отключение уведомлений (OFF).
Пункт CONTROL SOUND включает и выключает звуковые сигналы при взаимодействии с элементами управления.
EXPOSURE WARNING включает звуковое уведомление о некорректной экспозиции. Если вы попытаетесь сделать кадр до того, как вспышка перезарядилась, она в любом случае сработает, однако мощность будет не полной. Именно об этом и информирует звуковой сигнал. Кроме того, он будет сообщать о невозможности выдать автоматически рассчитанную необходимую мощность при съемке в режиме TTL.
Здесь же можно настроить яркость дисплея, причем доступна автонастройка под окружающее освещение, а также задать продолжительность бездействия для перехода в «спящий режим» и полного отключения. Заключительные пункты включают информацию о системе и сброс всех параметров до заводских установок.
Стоит также упомянуть, что в Profoto B10 Plus предусмотрен разъем USB (Type C) для обновления прошивки. Впрочем, сделать это можно и по Bluetooth, воспользовавшись фирменным приложением.
Конечно, не существует объективных критериев оценки удобства, а у каждого фотографа есть свои представления о том, какой должна быть его идеальная вспышка. Но в случае с B10 Plus я могу с чистой совестью утверждать, что тут и вправду всё очень удобно и досконально продумано. Мне также известно, что при её создании была проделана колоссальная работа, в ходе которой еще незаконченную вспышку предоставляли для тестов множеству фотографов, чтобы получить от них комментарии и внести соответствующие улучшения. Такие истории всегда звучат как реклама, но здесь результаты этой работы действительно чувствуются, стоит только начать снимать. К примеру, при вращении колесика для регулировки цветовой температуры, вспышка может дать вам звуковое уведомление о том, что вы достигли предела, и крутить дальше нет смысла. Очень удобно, если вы можете работать со светом «на ощупь», не глядя на экран. И именно из таких мелких нюансов, которых тут в изобилии, складывается комфорт, а значит и скорость работы.
Аккумулятор и зарядное устройство
Profoto B10 Plus комплектуется литий-ионным аккумулятором емкостью 3Ah. Он позволяет сделать до 200 вспышек на полной мощности или поддерживать до 75 минут непрерывной работы пилотного света на максимуме.
При очень компактном размере аккумулятор весит всего 260 гр. Купив несколько дополнительных, их можно легко рассовать по карманам, отправляясь на длительную съемку.
На внутренней стороне имеется кнопка для проверки оставшегося заряда и индикатор из пяти светодиодов.
Полное время заряда – до 90 минут.
Зарядное устройство спроектировано так, что его очень просто закрепить на любой поверхности, включая стойку или штатив.
Дело в том, что подключается оно непосредственно к аккумулятору:
Это позволяет ему заряжаться прямо в процессе работы. Так что при съемке в помещении с розеткой можно обойтись одним аккумулятором, а не покупать второй для поочередной зарядки. Мне это напоминает работу с ноутбуком – можно быть автономным, а можно и подключиться для подзарядки, не прерывая работу.
На экране Profoto B10 Plus при подключении зарядки появляется соответствующий индикатор:
Хотя зарядное устройство имеет цилиндрическую форму, одна из его поверхностей плоская и покрыта нескользящим материалом. Благодаря этому его легко разместить на стойке и зафиксировать лентой-липучкой, входящей в комплект:
Синхронизация с камерой
Profoto B10 Plus имеет встроенный модуль Profoto Air, то есть полностью совместима с любым синхронизатором Profoto (Air Sync, Air Remote, Air TTL и Connect), а также вспышками Profoto A1 и A1X, которые могут использоваться в качестве устройств управления.
Кроме того, Profoto B10 Plus оснащена инфракрасным приемником, который расположен на задней панели и позволяет синхронизироваться по свету любой другой вспышки или с помощью ИК-синхронизатора.
Встроенный Bluetooth интерфейс позволяет управлять вспышкой с помощью фирменного приложения Profoto, уставленного на телефон или планшет.
Работая с приложением, вы можете видеть текущие настройки и изменять их прямо на экране телефона, используя интуитивно понятные кнопки и ползунки. При этом приложение позволяет управлять одной, двумя или тремя вспышками по отдельности. Помимо включения и выключения вспышек и настройки их мощности, вы также сможете включать и выключать пилотный свет, регулировать его яркость и цветовую температуру.
Кроме того, благодаря функции «Творческая съемка» (Creative capture) вы можете управлять процессом съемки, контролируя не только свет, но и камеру. Коснувшись нужной точки на экране, вы сможете навестись на резкость, зафиксировать экспозицию и баланс белого, как если бы делали снимок на телефон. Два ползунка, вертикальный и горизонтальный, позволят вам отдельно контролировать экспозицию фона и мощность вспышки, освещающей главный объект в кадре. Сделанные в режиме «Творческой съемки» снимки сохраняются в формате HEIF (Apple) и могут быть автоматически преобразованы в формат JPEG, если вы захотите поделиться ими через SMS, электронную почту или социальные сети.
Еще одна очень удобная функция приложения Profoto – возможность обновления прошивки Profoto B10 непосредственно по беспроводному Bluetooth соединению, без использования компьютера. К тому же приложение автоматически сообщит вам о появлении доступных обновлений. Почему это важно? Многие из нас привыкли думать, что целью обновления прошивки является исправление каких-либо ошибок. А если все работает хорошо, то зачем что-то менять? Но на деле всё обстоит иначе. Например, одно из недавних обновлений прошивок Profoto A1 и A1X увеличило количество доступных радиоканалов с 8 до 20, а до этого обновление прошивок B1 и B1X расширило доступный диапазон регулировки мощности в режиме TTL. Другими словами, в случае с Profoto новые версии прошивок добавляют функционал уже купленным осветительным приборам!
На мой взгляд, управление с телефона особенно удобно, если дать его ассистенту. Причем интерфейс приложения получился настолько простым и интуитивным, что попросить ассистировать можно, например, визажиста. К сожалению, доступно оно на данный момент только для iOS.
TTL и HSS
Profoto B10 Plus позволяет снимать в полностью автоматическом режиме TTL, при этом вспышка будет сама устанавливать мощность импульса, необходимую для правильной экспозиции. Автоматический режим не нужно специально включать или настраивать на вспышке. Если вы используете синхронизатор, поддерживающий данную функцию (это может быть Profoto Air Remote TTL, Profoto Connect или Profoto A1/A1X), просто включите режим TTL на синхронизаторе, и вспышка начнет сама выбирать нужную мощность для каждого кадра.
При переключении синхронизатора в ручной режим вспышка сохранит значение мощности, с которой был сделан последний кадр в автоматическом (TTL) режиме. Это дает возможность экономить время, используя автоматику для быстрого нахождения отправной точки, а затем регулировать мощность вручную. Такой способ работы производитель называет «гибридным режимом».
Функцию высокоскоростной синхронизации (HSS), позволяющую снимать с соответствующими синхронизаторами на выдержках вплоть до 1/8000 секунды, также не требуется включать и настраивать на самой вспышке.
Качество света и светоформирующие инструменты
Profoto B10 Plus оснащена встроенным рефлектором, формирующим световой поток шириной 68 градусов. Конечно, вспышку можно использовать в качестве источника жесткого света без каких-либо насадок. Вы можете направить её на модель или другой объект съемки и получить красивый светотеневой рисунок. И хотя красоту нельзя выразить в цифрах, можно констатировать, что свет B10 Plus именно такой, какой мы всегда ждем от Profoto.
Я попробовал свет «голой» вспышки без каких-либо насадок как в съемке с моделями, так и в предметной съемке.
Вспышку также удобно использовать, направляя на светлые отражающие поверхности, чтобы получить мягкий рассеянный свет. Например, в потолок чуть позади фотографа:
При съемке в небольшом помещении с белыми стенами, полом и потолком многочисленные переотражения делают фотографию плоской. Это может быть интересным решением, но в данном случае я предпочел использовать маленький Profoto OCF Zoom Reflector, чтобы получить отражение лишь от небольшого пятна и сделать картинку объемнее:
Во всех предыдущих примерах вспышка была единственным источником света в кадре. Теперь попробуем совместить её с естественным светом.
Солнечный свет от окна создает красивый, но очень контрастный рисунок с проваленными тенями:
Чтобы выровнять контраст я просто направил вспышку в стену за своей спиной:
Учитывая габариты и автономность Profoto B10 Plus, можно предположить, что чаще всего она будет использоваться с фотозонтами, ведь они тоже очень удобны на выезде: моментально раскладываются и занимают мало места в сложенном виде. Так что теперь перейдем к ним.
В следующем примере я использовал белый глубокий зонт среднего размера Profoto Umbrella Deep White M. Сначала мы отсекли свет от окна, сделав вспышку единственным источником света:
Жесткость света можно варьировать, изменяя положение зонта, не изменяя при этом световую схему:
Также вспышку с зонтом можно использовать и для снижения контраста, вернув в кадр солнечный свет (то есть, открыв шторы и диафрагму объектива):
На сегодняшний день выбор различных насадок Profoto просто огромен, он включает более 120 наименований. И хотя при работе с B10 Plus вы можете использовать почти любые студийные аксессуары (за исключением самых больших софтбоксов), мне кажется логичным в первую очередь обратить внимание на легкие насадки OCF. Поэтому в заключительном примере я использовал компактный складной октабокс Profoto OCF Softbox 2′ Octa:
Выводы
Создатели Profoto B10 Plus рассказывают, что при создании вспышки они получали обратную связь от самых разных фотографов: студийных, свадебных, профессиональных репортеров и так далее. Те из них, кто привык в повседневной работе использовать накамерные вспышки, мечтали о большей мощности и скорости. А те, кто использовал линейку продуктов Profoto OCF и подобные решения других производителей, в своих запросах делали упор на уменьшение габаритов, не желая при этом жертвовать качеством света. Именно такой новая вспышка и получилась. Еще не так давно оборудование Profoto использовалось лишь в студийной фотографии, преимущественно рекламной и fashion. Теперь же мы видим по-настоящему универсальные продукты, простые в освоении и подходящие для решения самых разных задач.