Обзор объектива Petzval 85mm f/2.2

Легенды и мифы о старой оптике ходят в фотографической среде постоянно. Возьмем, например, портретный объектив Йозефа Петцваля – один из самых распространенных в ХIХ веке. При помощи макромеха его можно присоединить на любую современную цифровую камеру со сменной оптикой. Конечно, рабочий отрезок получается громадный, да и объектив работает только своей центральной частью. Но при этом почти полное отсутствие дисторсии и отличная резкость! Однако ходить с таким громоздким аппаратом неудобно, а качество все равно страдает: к сожалению, оригинальный Петцваль не способен показать хорошего боке и малой ГРИП (все-таки обычно у старинных объективов светосила – около 5.6).

Петцваль
Объектив от старой крупноформатной камеры с макромехом советского производства присоединен к цифровому фотоаппарату — фото Сергей Шахиджанян

В 2013 году группа энтузиастов из Ломографического общества (штаб-квартира – в Австрии) задумали воссоздать объектив Петцваля для современного формата 24Х36 мм. Деньги собрали с помощью краудфандинга (за месяц накопилась приличная сумма в полтора миллиона евро). А собственно изготовить старый новый объектив решили на легендарном Красногорском заводе им. Зверева, в цеху опытного производства. Массовым такой объектив быть не должен, а тысяч 10–12 завод выпустить в состоянии. Отрадно, что разместили производство не в Китае (маркировка «Сделано в Китае» все-таки снижает ценность и эксклюзивность объектива).

Петцваль
Новый объектив Петцваля на зеркалке. Если хотите быть незаметным – покупайте объектив в черном исполнении — фото Сергей Шахиджанян

Кто помнит советские фотообъективы, тот знает, что главной проблемой было неоднородное качество: на отличный по резкости экземпляр приходилось несколько неважных. Видимо, на заводе эту проблему решили, ужесточив контроль.

Что же представляет из себя новая версия объектива Йозефа Петцваля? Классическая конструкция была переосмыслена молодыми оптиками завода В. Богданковым (расчет объектива), А. Пацем, А. Тимирёвым и В. Лапшиным (более подробно на www.zenitcamera.com) и перерассчитана для матрицы. Резкость наводится кремальерой – рычажком с шестеренкой в нижней части объектива, диафрагмы вставные, как у оригинала, в комплекте идет бленда, набор диафрагм, две крышки и чехол. Все это упаковано в крепкую картонную коробку с брошюрой (на английском языке), рассказывающей об истории Йозефа Петцваля, его объектива и чуть-чуть о самой фотографии. Сам объектив выпускается под «Никон» и «Кэнон» в черном и латунном исполнении.

Реклама
Петцваль
Так выглядит комплект Петцваля. Тряпочка для протирки и брошюра в кадр не вошли — фото Сергей Шахиджанян

Как меня заверили представители Ломографического общества, проект с коммерческой точки зрения удался. Не остался в накладе и Красногорский завод: впервые за много лет силами его конструкторов сделана новая, оригинальная модель объектива, которую продают во всем мире и на которой гордо красуется название российского предприятия!

Петцваль
Металлическое колесо (кремальера) наводки на резкость – очень удобно для съемки видео — фото Сергей Шахиджанян

А теперь посмотрим на технические характеристики. Фокусное расстояние – 85 мм, максимальная диафрагма – 2.2 (есть даже в комплекте смешная диафрагма-заглушка), минимальная дистанция фокусировки – 1 метр, вес – почти 300 г. Если снять бленду, объектив можно раскрутить и почистить. Никакими датчиками он не оснащен. Разрешающая способность – 50 линий по центру, 20 по краям, и это добавляет шарма изображению. И конечно, цвет – мне больше всего понравился латунный. Боке проявляется с особенным эффектом, если фон из однородно-ритмичных объектов – например, листва на деревьях – закручивается в настоящий водоворот. Наводить на резкость довольно легко.

Петцваль
Шкала расстояний. Минимальная дистанция фокусировки – 1 метр — фото Сергей Шахиджанян
Петцваль
Я руками чуть подогнул два конца по краям – один вверх на 1 мм, другой вниз на 1 мм, чтобы диафрагма вставала в прорезь чуть враспор — фото Сергей Шахиджанян
Петцваль
Диафрагмы вставляются руками — фото Сергей Шахиджанян
Петцваль
Никаких датчиков на байонете, сбоку – вставная диафрагма в полувставленном положении — фото Сергей Шахиджанян
Петцваль
Объектив в разобранном состоянии. Важно – не потеряйте металлическую прокладку (видна за лизной) при сборке-разборке для очистки от пыли — фото Сергей Шахиджанян

Стоит отметить, что широкое распространение получила видеосъемка на Петцваль, особенно с фигурными диафрагмами; тут и ручка фокусировки как раз кстати

Возникает вопрос: новый Петцваль – это артефакт или полноценный рабочий инструмент? На мой взгляд,  рабочий инструмент, но в очень узкой области применения: он годится только для портретной съемки, где, правда, с его помощью можно получить весьма интересные результаты. Для многих фотография в первую очередь хобби, а не профессия, и чаще важен сам процесс, а не результат. Вряд ли красногорский Петцваль купит себе фотожурналист, а вот продвинутый фотолюбитель его оценит: снимки получаются совсем другие, если сравнивать, например, с фотографиями, сделанными каким-нибудь светосильным 85-м, – сильное падение разрешения от центра к краю у Петцваля становится достоинством. В «фотошопе» так не сделаешь. Вставная диафрагма у меня поначалу выпадала, но я пальцем чуть развел в стороны фланцы, и она больше меня не беспокоила (кстати, в инструкции об этом ни слова). Маленькими диафрагмами пользоваться смысла нет: эффект «закрученного боке» не так заметен, и я бы снимал Петцвалем только на «открытой дыре».

Задуманный до падение рубля и цен на нефть, Петцваль продается за 600 долл. США – неподъемные деньги для большинства российских фотолюбителей. А в Европе и Америке Ломографическое общество успешно продало уже свыше 10 тыс. таких объективов.