Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня зовут Молчанов Павел, я коммерческий фотограф, член Гильдии рекламных фотографов России, Ассоциации профессиональных фотографов Европы, бренд амбасадор HENSEL в России. Эта статья не подробный обзор технических характеристик Sony A7r mark III, расположения ее кнопочек, химического анализа резиночек и длинны нашейного ремня, скорее это мой личный опыт, полученный в процессе съемки на эту камеру. Обзор получился достаточно объемным, так как я тестировал камеру в двух разных направлениях съемки, а именно в тревел фотографии и в студийной съемке. Это позволило мне сложить о ней свое четкое мнение. Выводы по каждому типу съемки будут приведены в конце соответствующих разделов. А теперь давайте по порядку=)

Это мой первый опыт работы с профессиональной (не побоюсь этого термина) беззеркальной камерой. Сам я привык к зеркалкам и их особенностям, и до этого момента не мог представить что с ними могут достойно конкурировать беззеркальные системы. В целом, эта статья будет полезна и для тех, кто задумывается о смене системы (и не только между брендами), либо о расширении парка оборудования.

Эргономика

обзор камеры Sony A7r mark III
© Павел Молчанов

Пропустить этот раздел попросту невозможно! То, что камера гораздо меньше профессиональной зеркалки, это понятно всем. Но как этот размер влияет на удобство использования? Само собой органы управления меньше и расположены ближе друг к другу, но даже крупная мужская рука с легкостью нажимает туда, куда надо. Колеса управления выдержкой и диафрагмой прекрасно позволяют менять настройки, не отрываясь от электронного видоискателя. Наличие четырех кнопок с программируемыми функциями минимизирует настройку через большое меню, что на мой взгляд, очень удобно. Так же, большинство настроек можно менять через быстрое меню на экране камеры (что вполне себе стандартный момент в современных камерах). Отдельное внимание хочется уделить двум очень удобным органам управления: кнопке блокировки фокуса Af-ON (в предыдущих моделях камеры ее нет, а доступна она была как кнопка только на определенных моделях объективов Sony) и вынесенному диску компенсации экспозиции. Останавливаясь на последнем, хочется сказать, очень удобно, не отрываясь от видоискателя вносить коррекцию, да и в целом, отдельный диск невероятно экономит время. Наклонный экран, на мой взгляд, так же относится к удобным моментам камеры. В целом, за несколько часов привыкаешь к расположению кнопок и никаких затруднений не испытываешь. Другим вопросом становится работа с камерой в зимних перчатках (хотя это всегда неудобно), на мой взгляд тут могу возникнуть сложности.

Аккумулятор

Неким очередным стереотипом для меня всегда была емкость (время работы) аккумулятора в беззеркальных системах. Так как экран и электронный видоискатель потребляют энергии не мало, а размер батареи не большой, то кажется, что ресурса батареи хватит снимков на 200 максимум. В этот раз меня так же ждал приятный сюрприз- камеры хватало на весь день (около 200-300 снимков как через экран, так и через видоискатель, около 10-15 минут видео, и с остатком порядка 20% заряда к концу дня). К слову сказать, зарядка батареи проходит очень быстро, что невероятно удобно в путешествиях. Съемка через электронный видоискатель, кстати, оказывается более энергоемокой, что для меня не совсем понятно (ведь экран в видоискателе гораздо меньше). Следующий момент, на мой взгляд, можно отнести и к эргономике: не очень приятным обстоятельством оказалось то, что камера не всегда уходит в спящий режим когда висит на плече (шее), так как датчик у видоискателя считает, что вы смотрите в него и продолжает расходовать энергию. После того, как я это заметил, стал выключать фотоаппарат, что увеличило время работы, но осадок остался, ведь нередки случаи, когда снимок необходимо сделать мгновенно, а включение камеры не самое быстрое.

Экран и электронный видоискатель

обзор камеры Sony A7r mark III
© Павел Молчанов

Экран в Sony A7r mark III большой и яркий. В большинстве случаев его яркости и контраста хватает для съемки и более или менее правильной оценки/настройки экспозиции сцены (более подробно об этом чуть позже). Однако, при ярком солнце, мне все же было удобнее использовать электронный видоискатель, в том числе и для просмотра материала. Очень приятным моментом для меня стала настройка качества изображения в видоискателе. Есть два параметра: стандартный и высокий (названия могут быть не точными, но суть не меняется). Высокий, очень радует глаз, даже поражает своей четкостью и детализацией, но и стандартный выглядит не менее достойно. На стандартном я и остановился, из целей экономии ресурса батареи (хотя, возможно эти параметры никак и не связаны, решение полностью субъективно).

обзор камеры Sony A7r mark III
© Павел Молчанов

Информация, отображающаяся во время съемки на экране или в видоискателе настраивается достаточно глубоко. Помимо довольно обыденных данных о съемке, таких как параметры, качество, уровень заряда, электронный  уровень, доступные кадры и т.п. есть гораздо более редкие, но невероятно полезные зебра и фокус пикинг, что очень удобно при съемке с неавтофокусными линзами и при съемке видео.

О поворотном экране ничего не могу сказать кроме того, что он наклоняется вверх и вниз, это позволяет контролировать кадр в экстремально высоких или низких точках съемки. Без сомнений это удобно.

обзор камеры Sony A7r mark III
© Павел Молчанов

Так же экран сенсорный (эта опция включается или отключается пользователем). Честно говоря, я эту функцию не использовал, так как в камере мне это не привычно. Хотя, уверен, что многие пользователи это оценят.

Дополнительным пунктом хотелось бы отметить, что симуляция экспозиции на экране/в видоискателе (как это и должно быть) регулируется самим пользователем (то есть ее можно включить а можно и выключить). Что очень облегчает съемку и контроль экспозиции с постоянным светом, и в то же время позволяет снимать в темной студии с импульсным светом, легко контролируя при этом компоновку кадра.

Баланс белого. Цвета

Для меня очень важным моментом в картинке  является цвет. Как известно, прямое на него влияние оказывает баланс белого, который пользователь может настраивать вручную, а может и предоставить автоматике. При тестировании Sony A7r mark III я намеренно использовал автоматический баланс белого (примерно в 95% случаев). И хочу сказать, что практически всегда камера справлялась идеально с поставленной задачей, причем, порой в очень сложных условиях съемки. Зачастую, диапазон автоматической настройки баланса белого в камерах достаточно узок и нормально не охватывает даже лампу накаливания (не говоря уже про закат со всеми своими переливами и оттенками), но утверждение это не про  Sony A7r mark III. Повторюсь, но она прекрасно распознает сцены и подбирает настройку. Убедится в этом вы можете сами, глядя на тестовые кадры, представленные в статье. Для тех, кто хочет управлять балансом белого сам есть стандартные пресеты (облачно, тень, вспышка и так далее) с возможностью их более тонкой регулировки, и, конечно же настройка баланса белого по мишени и точный выбор градусов Кельвина.

Второй важной настройкой, влияющей на отображение цвета снимка является цветовой профиль, установленный в камере. Из своего опыта я сделал вывод, что максимально натурально передающим цвета профилем является нейтральный (neutral). Хочу сделать важную оговорку, что я снимаю только в RAW, и, конечно же, при проявке кадров в RAW конвертерах цвета отличаются от тех, что были на экране камеры, но все же, остаются максимально предсказуемыми. К слову, в камере есть прекрасные профили для съемки видео для последующей его коррекции: с низким контрастом и очень большим динамическим диапазоном (не путать с HDR video, которое так же есть). Важно, что эти профили могут быть использованы и для творческой съемки в JPEG (но RAW все равно сбросит все коррекции).

Общее впечатление о цветопередачи камеры очень положительное. Я не заметил никаких фальшивых цветов, излишнего насыщения или контраста, все переходы тонов и полутонов плавные. Отдельной похвалы заслуживает передача тонов кожи. В целом, цвета выдаваемые камерой позволяют не вмешиваться в них обработкой, причем вплоть до прямой печати с устройства или флэшки.

Фокусировка

Често говоря, за все аспекты, связанные с этим параметром я переживал больше всего. И первые снимки, которые были сделаны мной на эту камеру были очень внимательно изучены при 100%-200% увеличении. После чего большинство сомнений развеялось. Фокус точный и довольно быстрый. В условиях достаточного (а яркого тем более) освещения фокусировка (на мой взгляд) такая же как в профессиональных зеркальных камерах. Несомненным преимуществом является то, что вы не привязаны к точкам фокусировки как в зеркалках, и можете выбрать абсолютно любую область в сцене не меняя положение камеры. Автофокус, помимо полностью автоматического,  может работать как по зонам в кадре (размер которых можно менять), так и точечно. Я постоянно пользовался именно точечной фокусировкой. За редким исключением камера ошибалась с фокусом (в условиях очень плохой освещенности и слабого контраста объекта относительно фона). Не могу отнести это к минусу камеры, линзы или системы в целом так как от зеркалки в подобных условиях можно было получить такой же результат. Так же в камере есть подсветка автофокуса, что при съемки портретов в недостаточном освещении очень помогает.

Режимов автофокуса в камере несколько, все они являются стандартными как и для любой профессиональной камеры: покадровый, следящий, автоматический, покадровый с ручным вмешательством и полностью ручной (названия режимов не являются теми, как описано в инструкции). Так же есть режим фокусировки по глазам, когда камера автоматически определяет глаза, и приоритетом в фокусировке выбирает их (либо ближайший глаз, что очень удобно). Я в съемке использовал зачастую покадровый режим фокусировки, так как он был предпочтительнее в снимаемых мною сценах. Несколько сцен было снято со следящим автофокусом, результат был абсолютно точным. Хочу добавить, что моя специфика и стиль съемки не подразумевает сильно динамично меняющего положения объекта, так что протестировать следящий автофокус в сложных условиях у меня не вышло.

Очень приятным и удобным нововведением стало то, что точка фокусировки меняется в зависимости от вертикального или горизонтального расположения камеры. То есть в вертикальной компоновке кадра выставив точку фокуса вверху, сменив расположение камеры на горизонтальное точка фокуса так же будет вверху, а не справа/слева в кадре. Вроде мелочь, но очень приятная и удобная.

ISO

В камере заявлен очень большой диапазон ISO: от 50 до гигантских 102 400. Максимальное ISO которое я использовал для съемки было ISO 40 000. Черно-белая картинка на таком высоком значение ISO выглядит очень атмосферно. На мой взгляд, прекрасный результат в цвете камера показывает вплоть до ISO 12 800. Шумы, конечно же есть, но они смотрятся гармонично и совсем не мешают воспринимать мелкие детали и цвета. Да и если быть откровенными, то вряд ли кто-то будет делать коммерческую работу под большую печать в условиях оправданных применением ISO более 800. А для художественной или репортажной фотографии (тем более для WEB или печати на небольшие выставки вплоть до A0) предлагаемое качество снимка очень впечатляет.

Диапазон автоматического ISO регулируется пользователем (по умолчанию он ограничен ISO 3200), чего хватает для большинства сцен, а при необходимости его легко расширить. Режим автоматического ISO прекрасно справляется в любых условиях (замер экспозиции у камеры чудесно определяет сцену), но при необходимости внести коррекцию очень легко, используя диск коррекции экспозиции, о котором я писал ранее. В целом, камера очень впечатлила своими возможностями детализации и цветопередачи при съемки на высоких значениях ISO.

Стабилизация изображения

В камере Sony A7r mark III есть встроенная пяти ступенчатая стабилизация изображения. На практике для меня это означало, что я могу спокойно снять с рук статичную сцену на 1/5 секунде (или даже длиннее) при фокусном расстоянии больше 50 мм. Иногда, в качестве творческого приема я использую смаз снимка (за счет движения камеры в момент съемки), так вот с этой камерой на 1/30 секунде со включенной стабилизацией это оказалось сделать непросто.

Замер экспозиции

Тут все довольно просто, но с одним небольшим, и приятным отличием. Режимов замера эксопзиции, у камеры несколько, и они так же стандартные для профессиональной техники. Важным дополнением является то, что вы можете внести в замер экспозиции (именно в сам замер) коррекцию. К примеру, для точечного замера установить автоматическую коррекцию -1 ступень (предусмотрен диапазон +/- 3 с шагом в 1/3), что сразу будет отображаться камерой в качестве подсказки при выставлении вами настроек при съемки в ручном режиме. Подобные дополнения могу быть выставлены для каждого из режимов замера. Подобный подход, как мне кажется рассчитан на тех фотографов, которые имеют особенные предпочтения в обработке фото.

Програмная же начинка камеры позволяет ей с легкостью определять сюжеты и проводить качественный замер эксопзиции. Получить сколько-то неадекватный замер мне не удалось ни разу.

Динамический диапазон. Работа с RAW

Динамический диапазон это одна из важнейших характеристик камер, ведь за счет его ширины фотограф может максимально натурально передать сцену и ее атмосферу не прибегая к обработке снимков. Упрощенно говоря, динамический диапазон камеры говорит о возможности отображения на снимке деталей и цветов в светлых и темных участках сцены. На мой взгляд, камера имеет достаточно широкий диапазон, что позволяет ей прекрасно передавать большинство деталей даже в высоко контрастных сценах. Переходы тонов очень плавные, излишнего контраста нет.

На мой взгляд, динамический диапазон неразрывно связан с возможностью постобработки RAW снимка. Об этом вы можете сами судить по приведенным снимкам примерам с результатом до и после обработки.

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

По моему мнению камера имеет очень обширный диапазон передачи света, а информация хранящаяся в RAW снимках позволяет ощутимо улучшить результат обработкой, сохранив естественность картинки. Единственный нюанс который я заметил, это то, что RAW снимок лучше работает с осветлением теней нежели с затемнением светов. Так что если вы хотите в последствие поработать над снимком в редакторе (особенно если сцена контрастная), то желательно недосветить фото примерно на 1 1/3 — 2/3 ступени, и вытянуть тени, нежели снять с правильной экспозицией и затемнить света. Это позволит достичь более плавных переходов яркостей и сохранит цвета и детали в самых светлых участках сцены.

Снимки, представленные в этой части статьи обработаны в Adobe Lightroom (актуальная версия на 22 февраля 2018 года).

Sony PlayMemories

Приятным дополнением к уже имеющемуся функционалу стало приложение от Sony устанавливаемое на смартфон/планшет и превращающее его в полноценный пульт управления камерой с возможностью просмотра в режиме реального времени того, что видит камера. Так же есть возможность сохранять на телефон/планшет снимки прекрасного качества и мгновенно публиковать их в сети. Подключение очень простое, Вам необходимо скачать на ваше устройство программу PlayMemories, включить в камере Wi-Fi (да-да), объединить устройства в одну сеть (в одно касание) и наслаждаться еще более расширенными функциями камеры. К стати, для соединения камеры и телефона/планшета вам совсем не нужен интернет или сторонняя сеть.

Заключение по использованию камеры в тревел фотографии Sony A7r mark III

Камера Sony A7r mark III прекрасно показала себя в качестве профессионального инструмента для тревел фотографа. Легкая и компактная она прекрасно умещается в ручную кладь (что с зеркальной камерой сделать не всегда возможно, тем более с учетом последних нововведений некоторых авиаперевозчиков). Набор функций и качество исполнения покрывают абсолютно любые задачи фотографа. Прекрасное качество съемки на высоких ISO делает камеру полезным инструментом для профессионалов.  Аккумулятор достаточно емкий, и, что немало важно, быстро заряжается. Скорость и точность фокусировки достаточна для большинства задач как любителей, так и профессионалов. Програмная работа камеры с цветом и экспозицией позволяют если не полностью исключить последующую обработку, то свести ее к минимуму, что положительно влияет на скорость демонстрации готовой фотографии. Пульт управления через смартфон используя программу PlayMemories придется по вкусу не только путешественникам и любителям селфи но так же журналистам и блогерам.

Единственный слабый момент камеры это небольшой запас по возвращению деталей в светах, на это обязательно нужно делать поправку, если хочется извлечь из снимка максимум.

Съемка в студии

Одним из направлений в студийной съемке для меня является портретная фотография. Для тестирования возможностей Sony A7r mark III я провел несколько съемок с использованием импульсного света, постоянного света и естественного света из окна. Главными критериями тестирования для меня была скорость и точность фокусировки в условиях недостаточного освещения и возможности последующей обработки снимков. Часть снимков специально сделана темнее (уже известна особенность о сложностях с возвращением деталей в светах) Все съемки были проведены с подключенной камерой к MacBook Pro и программу Capture One Pro. Подключается камера без всяких проблем через современный высокоскоростной разъем USB type-C.

Фокусировка

В условиях плохой освещенности (съемка в низком ключе при включенном пилотном свете и отсутсвие любого другого освещения) камера ведет себя не так хорошо, как хотелось бы. Фокусировка работает ощутимо медленнее, промахи с резкостью случаются чаще. Снимать более или менее динамично позирующую модель становится гораздо сложнее. Следящий автофокус привел к бракованной серии снимков. Подсветки автофокуса не хватает, так как используется большое фокусное расстояние и, соответственно большее расстояние до модели.

Те условия, в которых проходили все съемки были близки к слабоосвещенной ночной улице. Настройки были примерно следующие: 1/100-1/60 секунда выдержки, ISO 3200-6400, диафрагма 4. Свет (один источник) практически всегда был отвернут от модели, что не давало камере нужного для быстрой фокусировки контраста. При использовании другого подхода к освещению модели (а именно более направленного на нее освещения) камера фокусировалась хорошо и достаточно быстро.

При съемке в студии с использованием импульсного света целесообразным становится съемка с выключенной имитацией экспозиции, в противном случае будет невозможно контролировать содержание кадра так как он будет очень темным (из-за настроек ориентированных на более сильный свет вспышки).

Обработка RAW студийной съемки

В этой части теста никаких неожиданных приятных или неприятных моментов я не увидел. Все достаточно стандартно для современных камер. Однако тени тянутся очень аккуратно и плавно, что позволяет сделать более тонкий тональный переход. Снимки получаются более атмосферными. Еще раз хочу написать про тона кожи, которые выглядят очень приятно и натурально. Обработка, как и съемка это дело вкуса. В картинках примерах незначительное изменение снимков- слегка подправлен баланс белого, и немного переработан контраст. Коррекция одного снимка заняло меньше минуты. Никакого локального вмешательства не было. В целом, картинки и до обработки выглядели хорошо, в этом камера очень поспособствовала.

Что касается работы с RAW файлами от Sony A7r mark III в целом, то с уверенностью могу сказать они очень гибкие, с большим количеством информации. Цвета и света крайне натуральные и плавные.

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Sony A7r mark III + 24-70mm f/4 ZA. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов

Заключение по студийной съемке Sony A7r mark III

В целом, камера показала себя очень хорошо, за исключением работы фокуса в условиях достаточно слабого освещения. Для съемки динамичных сюжетов, с этой камерой придется продумать освещение, чтобы ей было проще быстро и цепко фокусироваться. Снимки, сделанные как с искусственным (постоянным и импульсным), так и с естественным светом выглядят очень достойно, цветоперадача натуральная. Обработки RAW файлы поддаются очень легко.

Общее заключение

обзор камеры Sony A7r mark III
© Павел Молчанов

Камера Sony A7r mark III оставила о себе очень хорошее впечатление. На мой взгляд, этот аппарат прекрасно подойдет многим профессионалам, причем не только как дополнительная камера, а и как основной рабочий инструмент. Кажется что камера подойдет любому жанру съемки, будь то свадебная fine art фотография, рекламная предметная съемка, fashion или тревел. Запас технических характеристик удовлетворит любые потребности.

Рад, что дочитали до конца, и, если статья понравилась делитесь ею с друзьями!=)

comments powered by HyperComments

Загрузка...