Прежде чем говорить о том, как снимать с мягким светом, стоит уточнить, а что же такое мягкий свет? Чем он отличается от жесткого? Как соотносится мягкость света и контрастность?

Мягкий свет сам по себе не определяет яркость светов и теней, при использовании мягкого света тени могут быть провально чёрными или светлыми, а яркость светов варьироваться от относительно темных до светлых тонов вплоть до белого. Соотношение яркости светов и теней определяет общую контрастность снимка, но не говорит о жесткости использованного света.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать
© Влад Шутов. Модель Милана

Применение мягкого или жесткого света определяет только вид перехода от светов к теням. Если мы применяем жесткий свет, то переход от тени к свету будет представлять собой четкую границу. При использовании мягкого света переход от светов к теням будет представлять градиент, то есть плавный переход от светлого к темному.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать
© Влад Шутов. Модель Милана

Мягкость или жесткость применяемого света зависит всего от одного параметра — размера источника света. При этом физический размер источника света практически не имеет значения, но имеет значение угловой размер источника света (измеряемый в градусах). При удалении одного и того же источника света от объекта его угловой размер уменьшается и свет становится всё более жестким. Если вы снимаете с портретной тарелкой, и расстояние до лица человека составляет, например, 50 см., то свет будет достаточно мягким. Но если мы отнесем тарелку на расстояние, скажем, 5 м, то свет станет жестким.

Какой же свет лучше — жесткий или мягкий? При адекватном использовании каждый свет хорош по своему, — жесткий позволяет подчеркнуть фактуру, создать более графичное изображение… Мягкий свет хорошо прорисует полутени, фактура будет мягче…

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать
© Влад Шутов. Модель Милана

Можно, пожалуй, говорить о том, что мягкий свет это более толерантный свет. Толерантный к изменению положения человека, которого мы снимаем. Дело в том, что жесткий свет, как правило, создает четко ограниченные или четко прорисованные границы теней, и, если мы снимаем, например, анфас, то даже небольшое изменение положение человека, небольшой поворот или наклон головы может и, скорее всего, вызовет сильное изменение светового рисунка. Тень от носа может превратиться в уродливый треугольник, глаза могут «провалиться»… Иначе говоря, у модели практически нет возможности для движения.

Мягкий свет от большого источника позволяет модели изменять положение головы без катастрофических изменений светового рисунка. На мой взгляд, неподвижно сидеть и при этом вжиться в какие-то эмоции крайне сложно.  Поэтому я считаю мягкий свет более универсальным. Такой свет позволяет модели двигаться, конечно, в некоторых пределах. Обычно я показываю на съёмке границы поворота или наклона головы при установленном свете, модель при этом чувствует себя достаточно свободно и комфортно, а я не должен переставлять свет при каждом повороте головы.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать
© Влад Шутов. Модель Милана

Обычно я использую большие софты размером 100 на 150 или даже 120 на 180. Портретную тарелку использую не очень часто, а рефлектор совсем редко.
Об использовании светового оборудования и насадок мы поговорим в следующей статье более подробно.

Мягкий или жесткий? В чем разница и какой свет лучше выбрать
© Влад Шутов. Модель Милана

С давних пор пользуюсь импульсными приборами Hensel. Это очень надежные машины с удобным байонетом для крепления насадок, а по количеству и многообразию светоформирующих насадок Hensel, на мой взгляд, один из бесспорных лидеров.

Автор статьи, амбассадор Hensel в России, фотограф: Влад Шутов
Модель: Милана

Hensel студийный свет