Тест Profoto A10 — теперь не просто накамерная вспышка

Всем привет! Рад снова приветствовать читателей PHOTAR.RU и в этой статье речь пойдёт о новом и очень интересном продукте от компании Profoto. В прошлых наших статьях мы уже рассказывали о том, что эта шведская компания разработала технологию AirX, благодаря которой появилась возможность синхронизации импульсного света со смартфоном, то есть вспышки с камерой iPhone. Приборы, о которых мы говорили ранее, относятся к мобильному студийному освещению – это Profoto B10 и B10 Plus. А сегодня мы поговорим о новейшей выносной вспышке Profoto A10.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Технически эта модель является продолжением линейки Profoto A1/A1x и унаследовала множество функций этих, уже зарекомендовавших себя, приборов. Мощность вспышки составляет 76 Дж, и указано это не ведущим числом, которое очень сложно перенести на эквивалент в Джоулях, а именно в Джоулях. Скорость перезарядки на полной мощности порядка 1 секунды, полного заряда батареи, по заявлению производителя, хватает на 450 вспышек на полной мощности (что очень неплохой показатель сам по себе).

Profoto A10 — знакомство 

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

А теперь давайте поподробнее. К конструктиву никаких претензий нет, прибор собран очень качественно, никакого люфта и поскрипываний не обнаружилось. Пластик тактильно очень приятный, все кнопки прорезинены, имеют удобный размер, мультиселектор вращается плавно, с тактильно разделённой градацией, фиксатор на горячий башмак имеет чёткие положения и надёжный удобный замок.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Кольцо зуммирования светового потока вращается влево и вправо без ограничений. На корпусе есть подпись, в какую сторону вращать для увеличения или уменьшения зума вспышки. К слову сказать, процесс зуммирования моторизированный, очень плавный и бесшумный. Когда достигается любое крайнее положение зума, вспышка издает звуковой сигнал.

Реклама
Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Вспышка A10, как и предыдущие модели A1/A1x обладает довольно мощным светодиодным пилотный светом, который располагается непосредственно в головной части  вспышки. При зуммировании форма пятна пилотного света также изменяется, что позволяет оценить как будет распространяться свет от вспышки.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На лицевой стороне вспышки установлено магнитное крепление для дополнительных насадок. В комплекте идёт куполообразный рассеиватель и небольшой белый отражатель.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
Profoto A10 с установленным отражателем Bounce Card. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Помимо этого, вспышка поставляется в комплекте с удобным мягким чехлом. Чехол обладает двумя кармашками – для куполообразного рассеивателя и подставки для установки вспышки на ровную поверхность или штатив, которая также идёт в комплекте. 

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

А также в коробке можно найти ремень, usb-кабель для обновления прошивки и, конечно же, зарядное устройство.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Отдельно можно докупить 12 цветных фильтров, соты (с углом потока 10 и 20 градусов), широкоугольный рассеиватель и мягкий отражатель. Однако, Profoto A10 не ограничивается перечисленными насадками. Благодаря фирменному адаптеру Profoto RFi Speedlight Speedring со вспышкой можно использовать весь ассортимент насадок Profoto RFi. В этом материале практически во всех сюжетах мы будем использовать cофтбокс Octa RFi 3′ (90 см).

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Стоит отметить большой экран вспышки и удобное, интуитивно понятное меню настроек (которое повторяет меню вспышек Profoto B10 и B10 Plus). Информацию на экране отлично видно и при ярком солнце и, само собой, вечером. Причём информация на дисплее читается даже на большом расстоянии. Тем не менее, если вспышка установлена высоко на стойке, информацию о текущих настройках благодаря Bluetooth можно считывать на экране смартфона через приложение Profoto и, само собой, управлять вспышкой.

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Все часто используемые функции выведены на кнопки. Это такие функции, как мощность или коррекция экспозиции (причём отдельно для каждой из 4 групп), коррекция экспозиции стандартная +/- 2 ступени для TTL режима. Можно отдельно для каждой группы выбирать настройки вспышки ручные либо автоматические (да ещё и с коррекцией экспозиции) либо отключать вовсе. Отдельно вынесена кнопка включения/отключения пилотного света, что также очень удобно и переключатель TTL и ручного режима. Ну и, конечно же, кнопка меню. 

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
Переключатель TTL/MAN расположен на правой грани. © Илья Кайгородов / Photar.ru

В меню, как я писал ранее, всё так же легко и интуитивно понятно. Там вы можете настроить группы, каналы, синхронизацию с системой Profoto Air, синхронизацию по первой или второй шторке, работу с зумом, мощность пилотного света (целых четыре варианта: минимальная, максимальная, пропорциональная и немерцающая «фликер фри» ), подсветка автофокуса, звуковые сигналы, яркость дисплея и время перехода в спящий режим и, самое главное… включить Bluetooth, который позволяет подключить ваш iPhone к вспышке и использовать его как полноценную камеру (пока синхронизация работает только с телефонами Apple старше iPhone 7).

Profoto A10 - большой обзор накамерной вспышки
Лазерная подсветка автофокуса. © Илья Кайгородов / Photar.ru

Приложение Profoto Camera

Для подключения необходимо установить приложение Profoto (важно отметить, что оно бесплатное). С ним разобраться тоже никакого труда не составит. При включении вспышки появляется окно с запросом на подключение. Ваше согласие и всё работает. В меню вспышки устанавливается мощность прибора, отдельная кнопка отвечает за включение и отключение пилотного света. Далее расположены меню настройки экспозиции, баланса белого, зума и таймера. Что касается настроек камеры, то есть ряд важных особенностей.

Первое, на момент написания статьи (и съёмки видео), фотографирование в автоматическом режиме TTL не поддерживалось, так что настройки экспозиции придётся устанавливать вручную. Но это не так страшно, как кажется. Благо есть только две регулировки: выдержка и ISO, да и результат настройки сразу виден на экране. 

Второй момент как раз таки касается отображения настроек экспозиции, в некоторых случаях (после необходимой настройки всех параметров) удобнее отключать показ экспозиции в реальном времени, чтобы лучше ориентироваться в композиции снимаемой сцены. Для этого в меню настройки экспозиции нужно нажать на иконку “Глаз”.

Третья особенность – у телефонов с двумя и более объективами, при изменении зума меняется и диафрагма, это стоит учитывать другими настройками (и для этого лучше снова включить отображение экспозиции). 

Что касается баланса белого, то всё так же легко: есть автоматический ББ, ручной, то есть более точная (или авторская) настройка температуры и оттенка (от 2000К до 10 000К, оттенок от -150 до +150). Также есть возможность снимать на фронтальную камеру. Ну, и, конечно же, присутствует библиотека снимков, которые можно напрямую экспортировать в нужные вам программы (облако, Air Drop, сообщения, почта, инстаграм, мессенджеры, заметки и т.д.). В библиотеке можно отмечать понравившиеся снимки и сортировать их отдельно. Но главное что приложение позволяет снимать в RAW формате и напрямую отправлять снимки в мобильную версию Adobe Lightroom на самом телефоне! О достоинствах этой функции, уверен, объяснять не надо. Кнопка управления зумом и таймер никаких скрытых и сложных функций не несут.

Особенности работы Profoto A10 и iPhone

А теперь еще ряд важных особенностей при работе со смартфоном. Первое, включение в настройках iPhone таких функций как True tone, Night shift, слабая яркость экрана могут существенно исказить ваше представление о получаемых снимках, так что лучше при съёмке эти параметры выключить. 

И второе, камеры iPhone обладают электронным затвором, высокоскоростная синхронизация которого начинается с 1/30-1/50 секунды (в зависимости от модели iPhone), что накладывает некие ограничения на работу смартфона со вспышкой (отмечу, что вспышка полноценно поддерживает HSS с фотоаппаратами). В ситуациях яркого естественного света лучше ставить ISO на минимум (ISO 20), а выдержку не поднимать до значений HSS, это позволит получить более интересный результат при съёмке. 

Третья особенность также касается внутренних (скорее всего программных) особенностей iPhone, и заключается в задержке срабатывания затвора. То есть после нажатия на спуск происходит задержка примерно на 1/3-1/2 секунды. Что может внести свои коррективы при съёмке динамичных сюжетов. 

Практическая съемка с Profoto A10

Ну что же, давайте приступим к съёмкам!

Первая локация

Первая наша локация мне понравилась своей перспективой и простотой фона. Хотелось создать иллюзию, что освещение на модели также естественное. Поскольку локация была залита светом достаточно равномерно, я решил использовать широкое поле света, используя в качестве световой насадки трёхфутовый октабокс Octa RFi 3′ (90 см). 

© Photar.ru

Важно отметить, что этот октабокс относится к стандартным насадкам Profoto RFi, а не к специализированным для работы с накамернными вспышками серии A. Установлен он был через специальный кронштейн Profoto RFi Speedlight Speedring, позволяющий работать с очень большим ассортиментом насадок. Ещё из важных деталей стоит отметить то, что я установил широкоугольный рассеиватель на вспышку, предварительно увеличив угол её зума до 35 мм. Сделал я это для того, чтобы максимально осветить площадь насадки изнутри и получить широкое однородное пятно света. Совсем забыл сказать в начале статьи о том, что у Profoto A10 (впрочем как и у всей A серии) световое пятно, даже без использования модификаторов имеет круглую форму! Что полностью повторяет свет от студийных приборов и играет на руку его естественности.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO64, 57мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Вторая локация 

На второй  нашей локации меня привлёк отражающий материал, из которого был изготовлен фасад здания. Его я решил использовать в качестве фона. 

© Photar.ru

Здесь по-прежнему использовался трёхфутовый софтбокс в качестве рисующего света. Несмотря на небольшой размер для студийных насадок, он позволил мне осветить модель в рост достаточно равномерно. Плюс также помог рассеиватель для вспышки, о котором я писал выше.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Далее я решил сделать свет чуть более интересным и добавил контровой источник. В его роли также выступила вспышка Profoto A10, но уже без насадок. На контровом источнике я установил зум порядка 50 мм, что позволило мне получить средний по сфокусированности пучок света, напоминающий работу с 30-градусной сотой. 

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Кроме контрового света на модели, этот прибор дал интересное освещение на отражающей панели здания. А потом началась магия…

Я думаю, что многие из вас слышали про технику смешанного освещения, которая заключается в балансе постоянного и импульсного света. Причём для получения интересного эффекта используются относительно длинные выдержки, которые позволяют получить контролируемые смазы от постоянного света, а вот импульсный свет уже фиксирует те участки, на которые попадает. А теперь представьте, что вы можете это делать используя iPhone и всего один прибор Profoto A10! Несколько минут экспериментов дали мне достаточно много интересного материала, который вы сейчас и видите.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/10, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/10, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Что касается настроек экспозиции, то я снимал примерно на 1/10 секунды. В момент снимка я достаточно активно тряс смартфон, что прекрасно показано на видео. Особенно интересными, на мой взгляд, получились кадры, снятые на 1/5 секунды. В этой сцене я использовал синхронизацию по первой шторке, чтобы лучше контролировать итоговое положение модели в кадре. При использовании синхронизации по второй шторке (а такая возможность есть), кадры были бы не менее интересными, но финальную композицию было бы предугадать сложно. Стоит отметить, что укоротив выдержку до 1/40 секунды я получил бы абсолютно такую же экспозицию на модели, но уже без смазов и более тёмном окружении. Это обусловлено тем, что основной свет на модели это как раз таки импульсный, который зависит от ISO, мощности прибора, и диафрагмы (это если все сильно упростить).

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/5, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/5, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Получив необычные кадры со смазом, я решил вернуть выдержку на более короткое значение и окрасить контровой свет в розовый оттенок. Для этого я использовал цветной фильтр Profoto Clic Gel, который очень удобно крепится на магнитное крепление А10.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO64, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Третья локация

Третий сюжет, в котором я тестировал Profoto A10, стала съёмка модели в кафе. Естественного света было очень мало, а ведь так часто хочется получить хорошо освещённый кадр в интересном месте. Итак, что касается работы со светом, здесь я использовал белый зонт на отражение Profoto Umbrella Deep White M (105cm/41″). Эта насадка кажется многим весьма банальной, однако при этом обладает рядом важных полезных характеристик. Самые основные, на мой взгляд, это невероятная компактность, но в то же время возможность получить мягкое равномерное освещение на модели. 

© Photar.ru

Итак, сначала я выставил настройку экспозиции по естественному свету, уведя его в тень примерно на -1 ступень, а далее включил вспышку и осветил её светом модель. Как вы можете наблюдать на видео, мы снимали в достаточно небольшом пространстве, где свет вспышки сильно переотражался, давая слабоконтрастное изображение. Для того чтобы сделать свет на модели более выразительным, я светил на нее сбоку, располагая прибор достаточно близко. Такой подход дал мне более выраженный контраст и тень, которые подчеркнули черты лица модели.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Во второй части съёмки в этой локации я сместил модель так, чтобы за ней было видно менее освещённое пространство зала. Подобный ход придал снимку более выраженную тональную перспективу и позволил отодвинуть модель чуть дальше от стены, что дало ещё более выраженную тень на левой стороне лица. 

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO32, 57мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Финальным штрихом стало использование ещё одной вспышки Profoto A10 с надетым на неё цветным фильтром, который также позволил отделить модель от фона и добавил в кадр атмосферы.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO32, 57мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/2.8, ISO32, 57мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Совсем забыл упомянуть, что часть снимков в этой локации модель сделала сама на фронтальную камеру смартфона, используя всю ту же вспышку с зонтом!

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/40, f/2.2, ISO50, фронтальная камера.. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/2.2, ISO32, фронтальная камера.. © Павел Молчанов / Photar.ru

Четвертая локация

В четвёртой локации я хотел использовать ярко освещённое здание за моделью для получения более яркой и светлой картинки. При съёмке без дополнительного света модель была бы освещена достаточно тускло и необъёмно, так как отражённый свет со всех сторон сгладил бы все тени, да и контролировать подобное освещение невозможно, а подстраиваться не всегда выходит… Так что использовать вспышку в такой ситуации самое правильное решение!

© Photar.ru

Насадка рисующего света осталась прежней, да и вообще, как оказалось, она отлично подходит для выездных сессий. Съемка с одним источником оказалась достаточно простой технически и позволила получить весьма эффектные кадры. Но для создания более натурального освещения я решил опять же добавить в сцену контровой свет (второй прибор Profoto A10 без насадки), который создал связь между ярким фоном и ярко освещённой моделью. Конечно было бы хорошо окрасить его в такой же оттенок жёлтого, что и фон (для этого подошел бы фильтр Profoto Clic Gel FullCTO или HalfCTO), но, к сожалению, компенсационных фильтров у меня с собой не было.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO100, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO100, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Пятая локация

Пятая локация таила в себе самые интересные технические и световые приёмы! Я заранее увидел, что часть “потолка” в этом месте сделана из отражающего рифлёного материала, такого же, каким было облицовано здание на третьей локации. И мне пришла в голову идея направить свет в потолок, благодаря чему получить интересные отражения на полу под моделью. Добиться падения света туда, куда я хочу было бы очень сложно, если бы не пилотный свет вспышки, который позволил без труда расположить световые пятна в нужных мне местах.

© Photar.ru

Начал я выстраивать эту схему как раз таки со света на полу и одновременно контрового для модели. Подобрав нужную мощность и зум на вспышке (он был порядка 50 мм в эквиваленте) я уже добавил в сцену рисующий свет на модель. Причём рисующий свет, я расположил поближе к модели, чтобы получить перепад яркости к ногам. Сделано это было для того, чтоб не сильно засвечивать красивые отблески на полу, ведь при более ярком свете их не было бы видно. 

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO100, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Финальным штрихом стало использование цветного бирюзового фильтра Profoto Clic Gel Peacock Blue на вспышке, создающей отражения.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO100, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO100, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

В заключительной части съёмки я решил протестировать работу вспышки в репортажном режиме, снимая двигающуюся модель. Для этого я убрал вспышку со стойки, чтобы получить большую мобильность. Важно отметить, что вспышка была установлена в фирменный кронштейн Profoto для накамерных вспышек, а он оказался не самым лёгким… Так что теперь я знаю, в таких стилях съёмки лучше использовать более лёгкие компактные крепления и насадки (кстати, у компании Lastolite есть отличные решения). В целом, как вы видите по результату, всё прошло отлично, вспышка перезаряжалась моментально и имела большой запас по мощности.

iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru
iPhone 8 Plus. Параметры: 1/25, f/1.8, ISO50, 28мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Заключение

© Илья Кайгородов / Photar.ru

В заключение хочу сказать, что хоть во всём сегодняшнем материале и не прозвучало ни одного слова про фотоаппараты, но такой инструмент как Profoto A10 существенно расширяет творческие возможности фотографов. И, как мне кажется, станет прекрасным помощником не только в портретной, но и в репортажной фотографии. Особенно здорово, что для получения крутой профессиональной картинки не всегда теперь нужно брать с собой камеру, а хватит одной вспышки и смартфона. Да и поделиться этими снимками можно через секунду после их создания, тем более что их можно сразу же обработать! По представленным в этой статье картинкам сложно представить, что они сняты на уже давно не топовый iPhone 8 Plus, но это так! Свет, который меняет все!

Модель — @zoyapanishcheva