Здравствуйте! В этой статье я хотел бы поговорить о таком распространенном виде съемок как каталоги. С одной стороны, освещение в подобных съемках кажется простым и несложным, но с другой стороны есть некоторые важные особенности, на которые необходимо обращать внимание, чтобы картинка получилась по-настоящему качественной. На мой взгляд, можно выделить следующие аспекты:

  • Равномерное освещение на модели
  • Объем на снимке
  • Возможность модели перемещаться при позировании
  • Возможность съемки с высокой интенсивностью

Итак, давайте по порядку. Съемка каталога подразумевает достаточно интенсивный процесс, в котором вам необходимо за ограниченное время отснять большое количество луков. Зачастую, получается так, что времени на изменение освещения под каждый лук просто нет. Это стоит учесть при первоначальном планировании освещения в кадре. При съемке одежды очень важно чтобы модель была освещена равномерно, так как заметные изменения экспозиции будут сильно влиять на восприятие одежды, и даже могут исказить цвета, что может быть очень критично для заказчика.

Правильное сочетание бликов, теней и рефлексов всегда создают картинку объемной и привлекательной для глаз, что в свою очередь делает ее более выгодной в рекламных целях. При планировании освещения относительно контраста Вы должны учесть, что он не должен сильно отличаться для светлых и темных одежд. Казалось бы, что контраст можно добавить и при последующей обработке, но это может привезти к искажениям цвета одежды, да и обработка большого количества снимков процесс не быстрый, так что лучше сэкономить время при съемке.

Красиво и сложно выставленный свет часто “запирает” модель в определенной позе, и “разваливается” при смещении ее даже на шаг в сторону. А это очень сильно ограничивает возможности позирования и усложняет съемочный процесс. Не забывайте, что луков будет много, и разнообразие поз очень важно.

Опытные модели, как правило, достаточно часто и легко меняют позу, и вам необходимо успеть снять тот самый момент с первого дубля, чтобы поза была максимально живой и естественной. Однако, при съемке на большой мощности (максимальной и близкой к ней), приборы имеют свойство перезаряжаться не моментально, что порой может замедлить интенсивность съемки, либо даже привести к техническому браку, в котором один из приборов сработал не на необходимой мощности, либо не сработал вовсе. Для этого, при выставлении света стоит правильно подобрать насадки и мощность, которая позволит избежать таких неприятных ситуаций.

Так же, хочу добавить, что далеко не всегда студия, в которой приходится работать обладает большим выбором светоформирующих насадок, но всегда есть “стандартный набор” из большого софт бокса и стандартного рефлектора, который, при правильном использовании, позволит вам добиться прекрасного результата. Да и усложнять световую схему, использую “все что есть” в студии не стоит.

каталожная съемка

Теперь, о световой схеме, которая подошла мне для данной съемки. Я использовал 2 прибора HENSEL EXPERT D 500. В качестве рисующего света я использовал SOFTBOX HENSEL 120 X 180 слева от модели. Он был поднят на высоту около 2,5 метров, сдвинут практически на одну линию с моделью на расстоянии около 1,7-2 метра и повернут от фона примерно так, как показано на схеме. Это позволило мне получить равномерный блик на модели и ограничить влияние освещения на фон.

HENSEL SOFTBOX 120 X 180
HENSEL SOFTBOX 120 X 180

Для выравнивания освещения на модели и заполнения теней я использовал HENSEL 12″-REFLECTOR, стоящий за моей спиной, и направленный назад и слегка вверх и влево от камеры, что позволило “положить” свет больше на правую (менее освещенную часть модели). Подобный ход позволил мне получить очень мягкое и рассеянное освещение, добиться которого я мог бы только используя очень большую (около 2,5 метров в диаметре) насадку.

HENSEL 12"-REFLECTOR
HENSEL 12″-REFLECTOR

Подобное световое решение позволило получить равномерное и в меру контрастное освещение, что позволило моделям достаточно комфортно двигаться при позировании.

Очень важным моментом в создании освещения в сцене всегда являются расстояния от источника света до объекта — помните, что чем ближе свет, тем он мягче и контрастнее, и наоборот. Так же, чем ближе свет, тем он интенсивнее.

Относительно близкое расположение рисующего света (а соответственно и его высокая интенсивность) позволило мне выставить не нем небольшую мощность. Заполняющий свет был так же на невысокой мощности, так как 12″- HENSEL REFLECTOR обладает очень высоким коэффициентом отдачи света.

Таким образом оба прибора были выставлены на небольшую мощность, что позволило мне вести очень интенсивную съемку и быть уверенным, что свет перезарядиться быстро. Так же, небольшая мощность всегда несет в себе приятный бонус в виде короткого импульса, при котором вероятность получить смаз очень мала.

каталожная съемка
Автор фото: Павел Молчанов. molchanovphoto.ru

Так же важно обратить внимание на следующие подводные камни:

  • При использование отраженного света от всего помещения стоит быть осторожными, ведь если в помещении есть ярко окрашенные участки, то свет, отразившись от них, так же окраситься.
  • При съемке в большом помещение интенсивность отраженного света будет меньше, что повлечет за собой увеличение мощности, и как следствие увеличение времени перезарядки. В такой ситуации использование подобного света может быть нецелесообразно.
  • При съемке в студии с темными стенами/потолком/полом так же придется ощутимо увеличивать мощность заполняющего света, если хочется чтобы он был отражен от помещения.

Автор статьи — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов
Гильдия рекламных фотографов

Hensel студийный свет

  • Василий Чуприна

    «отснять большое количество луков». Ваш язык столь беден, что в нём нет слова «вид», «ракурс» и т.п.?

  • Сергей

    Очень верное замечание на счёт термина «луки», если общаетесь с русской аудиторией, пишите по русски.

  • Vyacheslav Shtyryaev

    «луки» — по русски надо понимать слово «вид»? Слишком профессиональный язык нам простачкам не понять!