Последний отпуск стал историческим событием для меня как фотографа. Впервые за 10 лет я, уезжая в отпуск, оставил дома верный Canon EOS 5D Mark III, сделав осознанный выбор в пользу двух камер от Sony — A7S II и A7R III. Вторая версия “эски”, в представлениях не нуждается, и, кроме того, камера уже совсем скоро обновится до третьей версии. Поэтому в поездке меня больше интересовали “полевые испытания” третьего поколения Sony ILCE-7RM3, особенно после убедительных тестов ее предшественника.

Вид на Лондон с обзорной площадки галереи Tate Modern.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/6400 с, ISO 250. @ Александр Хохлов

Большую часть своей работы я провожу в студии, но в этот раз я решил протестировать камеру в условиях своеобразного фототура, который сам же себе и устроил: в течение двух недель я колесил по городам Англии и Шотландии, сделав огромное количество фотографий и в итоге сформировав определенное мнение о камере. Поскольку обзоров на новую “трешку” под литерой R уже выпущено достаточно, в этой статье я постараюсь акцентироваться преимущественно на важных технических обновлениях, которым подверглась камера, и на личных ощущениях, возникших у меня в рамках этого теста.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Небоскребы в лондонском Сити.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/1250 c, ISO 400. @ Александр Хохлов

В этой статье я уделю внимание исключительно фотографиям, хотя многие из вас уже наверняка знают, что видеовозможности камеры также подверглись доработке. И да, простите — в своем обзоре я не буду публиковать красивые снимки экстерьера, их вы в достаточном количестве найдете в сети и других статьях. Вместо этого предлагаю лишний раз посмотреть, как Sony A7R Mark III делает свою работу.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Замок Балморал, Национальный парк Кернгормс, Шотландия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/8, 1/200 с, ISO 125. @ Александр Хохлов

Начнем, пожалуй, с внешности камеры. Экстерьер Sony ILCE-7RM3 остался практически без изменений: камера совсем немного “потолстела” и чуть прибавила в весе. Если у вас есть опыт работы с предыдущим поколением этой камеры, то разницу заметить очень сложно. Но хочу заметить, что прошли те времена, когда беззеркалки могли использовать слово “компактность” в числе своих преимуществ. Sony A7R III c объективом (особенно, если используется качественная оптика из линейки G Master) ощутимо давит на шею, в результате чего мне постоянно приходилось поддерживать камеру руками, либо перевешивать ее на плечо. В моем случае две “тушки” от Sony с тремя объективами в рюкзаке обеспечивали серьезную нагрузку на спину, поэтому для долгих пеших туристических прогулок лучше остановиться на одной камере и максимум двух объективах.

Реклама
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Дорога к собору Святого Павла, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4, 1/1000 c, ISO 200. @ Александр Хохлов

Хват в Sony A7R III на любителя. В ходе теста я не испытывал особых проблем при работе с камерой, хотя при работе с некоторыми объективами может возникнуть дисбаланс. Отдам должное своему старичку Canon EOS 5D Mark III, который в руке лежит намного лучше даже без дополнительного батарейного блока. В случае с Sony ILCE-7RM3 этот аксессуар явно будет не лишним.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Национальная галерея, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4, 1/400 с, ISO 800. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Национальная галерея, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4, 1/100 с, ISO 800. @ Александр Хохлов

Приятным для меня обновлением в ILCE-7RM3 стал джойстик выбора точки автофокуса, расположенный на задней панели. Этот старорежимный и привычный больше зеркальным камерам контроллер явно напрашивался в камере-предшественнике, в которой контроль над точками фокуса требовал привыкания. Теперь джойстик сильно облегчает процесс съемки и влияет на ее динамику и оперативность самым лучшим образом. А когда в камере есть еще и тач-скрин, также позволяющий выбирать зону фокусировки при съемке, то работать с камерой становится совсем комфортно.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Улица в районе City of London.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA, f/5.6, 1/125 c, ISO 800. @ Александр Хохлов

В Sony A7R III также увеличен и ресурс аккумулятора, что также напрашивалось после работы с предыдущими моделями, в которых время работы от батареи не выдерживало никакой критики, и фотографы были вынуждены покупать по 3-4 запасных аккумулятора в комплект. В спецификациях новой камеры задействован лимит в 650 кадров, против 290, который был доступен в предыдущей модели. На бумаге разница составляет более, чем в два раза, но на практике все не так просто. Заявленные 650 кадров вы сможете отснять, используя для работы лишь LCD-дисплей. Если же снимать по старинке, используя электронный видоискатель, то этот ресурс снижается более, чем на сотню снимков — до 530 кадров.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Развалины кафедрального собора в городе Элгин, Шотландия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/9, 1/320 c, ISO 400. @ Александр Хохлов

Для проверки ресурса батареи я специально снимал весь день до ее полной разрядки, при этом чередуя использование видоискателя и дисплея. В итоговом подсчете файлов у меня получилось 530 JPEG- и 28 RAW-файлов, что, как видите, ближе к числу снимков, получаемых при использовании одного лишь видоискателя. Камеры хватило на восемь часов съемки, а это немало, учитывая внушительный размер файлов, получаемых с 42-мегапиксельной матрицы. В любом случае ILCE-7RM3 все еще не дотягивает до профессиональных зеркалок, в которых проблема ресурса батареи так остро не стоит. Увеличение ресурса батареи в два раза — безусловный шаг вперед для Sony A7R III, но производителю еще есть, куда стремиться. А пока для работы с новой “трешкой” я могу посоветовать обзавестись как минимум одним запасным аккумулятором.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Порт города Абердин, Шотландия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4.5, 1/3200 c, ISO 320. @ Александр Хохлов

Sony A7R III оснащена разъемами Micro USB 2.0 и USB 3.1 Gen 1 Type-C. Эти порты могут питать камеру во время ее работы, независимо от того, какое соединение выполняется в первую очередь. Разъем Micro USB можно использовать с пультом дистанционного управления или другим аксессуаром, в то время как порт Type-C, ставший для новой “трешки” новинкой, можно использовать в качестве источника питания, а также для подключения к компьютеру. Хочу обратить ваше внимание, что подключение к этим портам лишь питает камеру, но не заряжает аккумулятор. Батарея в данном случае функционирует как своего рода буфер между источником питания и камерой, поэтому к концу дня может разрядиться.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Вечер пятницы в центре Лондона.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/3.5, 1/800 с, ISO 800. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Рынок в районе Ковент-Гарден, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/5.6, 1/80 c, ISO 400. @ Александр Хохлов

Во всех остальных аспектах камера оставляет исключительно приятные впечатления. В Sony явно не стремились совершить революцию, но при этом действовали очень последовательно, проведя работу над ошибками предыдущих моделей и сделав новую камеру лучше по многим параметрам.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Центральная площадь города Абердин, Шотландия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4, 1/4000 c, ISO 800. @ Александр Хохлов

Одним из таких приятных дополнений стал двойной слот для карт памяти по аналогии с репортажным флагманом Sony A9. В ILCE-7RM3 один из слотов поддерживает быстрые карты UHS-II, а это довольно важно для камеры, в которой скорость серийной съемки выросла в два раза. Учитывая немалый вес файлов, который обеспечивает 42-мегапиксельная матрица, дополнительный слот станет очень полезным новшеством. Тем более, что камера позволяет использовать функцию подключения второго слота сразу после заполнения первого.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
В галерее Tate Modern, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/80 с, ISO 2000. @ Александр Хохлов

Поскольку в моем арсенале до сих пор есть зеркальные камеры, я сторонник использования видоискателя для фокусировки и композиции кадра. При этом я не слишком большой фанат электронных видоискателей, но нельзя не признать, что производители прикладывают немало усилий для повышения их качества. Компания Sony — не исключение. ILCE-7RM3 оснащена тем же видоискателем что и Sony A9 — с разрешением около 3,686 мегапикселей (что на 56% выше разрешения видоискателя A7RII) и специальным покрытием Zeiss T* для уменьшения рефлексов. Кроме того, в Sony A7R III устранен раздражавший меня в предыдущей камере баг взаимодействия видоискателя и дисплея, который отключался при выдвижении экрана вверх из-за некорректной работы датчика.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Зал истории авиации в Музее Науки, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/50 c, ISO 3200, съемка с рук. @ Александр Хохлов

Дисплей новой “трешки”, к слову, также был доработан. Его разрешение увеличилось на 17% и теперь составляет 1,440 мегапикселей. Как я уже отмечал выше, дисплей стал сенсорным и теперь позволяет управлять фотографу точками фокусировки и просмотром снимков, но на этом функционал, к сожалению, ограничивается — например, с помощью экрана невозможно получить доступ к функциям меню камеры.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Посетители заходят в ресторанчик в китайском квартале, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA, f/2.8, 1/160 с, ISO 640. @ Александр Хохлов

Что касается самого меню, то здесь пока особых чудес не произошло. Уже давно не секрет, что меню камер серии Alpha является одним из самых сложных для освоения. В Sony проблему понимают и предпринимают усилия для упрощения навигации, но получается пока с трудом. Мне, как человеку, который уже работал с предыдущими моделями “семерок”, было легче разобраться со сложным меню, однако всем, кто приобретает систему в первый раз, придется уделить определенное время для освоения и привыкания к функционалу камеры.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Карусель на пирсе в городе Брайтон, Англия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/9, 1/320 с, ISO 100. @ Александр Хохлов

Если говорить об изменениях, то в плане навигации ILCE-7RM3 практически идентична Sony A9. Функции сгруппировались по отдельным секциям и отыскать нужный параметр стало проще, хотя огромное количество страниц в каждой группе — это, конечно, перебор. Ситуацию спасает возможность ручного программирования кнопок камеры, чем в последнее время могут похвастаться многие беззеркалки, а также замечательная кнопка Fn (Function), вызывающее быстрое меню для настройки наиболее часто используемых параметров съемки.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Парк Thames Barrier в Сильвертауне, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA, f/8, 1/800 c, ISO 250. @ Александр Хохлов

Теперь перейдем непосредственно к съемке и качеству изображения. Как известно, 42-мегапиксельная матрица с технологией обратной засветки, которая использовалась в ILCE-7RM2 показала себя более, чем впечатляюще, поэтому в Sony решили оставить ее и в третьем поколении камер, в большей степени сфокусировавшись на быстродействии и увеличении производительности. Прежде всего, это изменения отразились на скорости серийной съемки, которая выросла ровно вдвое — до 10 кадров в секунду. Для работы на такой скорости нужен серьезный буфер, поэтому вполне логично, что в новой “трешке” он также был доработан — непрерывной серией из RAW+JPEG можно “стрелять” более 10 секунд.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Бездомный зарабатывает на хлеб игрой на дорожном конусе, Чайнатаун, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA, f/16, ⅕ c, ISO 640, съемка с рук. @ Александр Хохлов

Sony A7R II поражала в первую очередь качеством фотографий, особенно при работе с топовыми линзами Sony G Master. ILCE-7RM3 с первых же кадров не разочаровывает — это по-прежнему высокодетализированные, хорошо проработанные по цвету изображения, за которые многие и полюбили это семейство камер Alpha. Для туриста, который любит не только снимать виды и пейзажи, но и подробно акцентироваться на деталях, подобная камера — просто находка. В моем арсенале был замечательный фикс Sony FE 85 мм F1.4 GM, который я использовал именно для детальной съемки.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Маришаль-колледж, Абердин, Шотландия. Sony ILCE-7RM3, FE 85mm F1.4 GM, f/8, 1/80 c, ISO 100. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Часть самолетного двигателя в Музее Науки, Лондон. Sony ILCE-7RM3, FE 85mm F1.4 GM, f/2.8, 1/125 c, ISO 640. @ Александр Хохлов

Апдейт новой “трешки” затронул и диапазон ISO, от 100 до 32000 единиц с возможностью расширения до диапазона от 50 до 102000 единиц. Это внушительные цифры, хотя и понятно, что камере с такой высокодетализированной матрицей много не надо, чтобы зашуметь. Неудивительно, что лучше всего ILCE-7RM3 проявляет себя при работе на минимальных ISO — будь то яркий день, или студия с импульсными моноблоками. Но если важно не потерять кадр, то камера позволяет “задирать” значения ISO до 12800 без особых проблем, а это дорогого стоит.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
В современном лондонском пабе.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/125 с, ISO 2000. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Часть самолетного двигателя в Музее Науки, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 85mm F1.4 GM, f/2.8, 1/100 c, ISO 3200. @ Александр Хохлов

Другое дело — динамический диапазон. В камере-предшественнике он составлял внушительные 14 ступеней, но Sony решили выжать из сенсора максимум и расширить динамический диапазон еще на одну ступень. Работа с RAW-файлами (камера позволяет снимать как 12-битные, таки и 14-битные RAW) от Sony A7R и раньше не вызывала нареканий, поэтому тот факт, что файл буквально тянется во все стороны по светам и теням, вселяет уверенность, что небольшие технические огрехи могут быть с легкостью доработаны. Работа с цветом фотографий Sony ILCE-7RM3 также очень комфортна, особенно если использовать Capture One для более тонких настроек.

Пример редактирования теней и пересветов изображения, снятого Sony ILCE-7RM3. @ Александр Хохлов

Автофокус Sony A7R III — это, пожалуй, один из главных аргументов к покупке этой камеры. Система автофокуса в новую “трешку” перекочевала из репортажного флагмана Sony a9, и она не разочарует даже самого отъявленного скептика. Sony оставили неизменным количество точек фокусировки (399), которые покрывают 68% кадра, но при этом увеличили количество точек контрастного распознавания с 25 до 400. Как уже было сказано выше, управлять автофокусом можно как с помощью джойстика, так и с помощью сенсорного дисплея. Кроме того, можно отдать управление автофокусом на откуп автоматике — благо, интеллект у камеры серьезный. Например, в автоматическом режиме автофокус без труда распознает лица и фокусируется по глазам.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Фото друзей, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/4.5, 1/400 c, ISO 400. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Работа мастеров по мэйк-апу на международной ярмарке IMATS, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Работа мастеров по мэйк-апу на международной ярмарке IMATS, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Работа мастеров по мэйк-апу на международной ярмарке IMATS, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA. @ Александр Хохлов

Интеллектуальный автофокус превращает в удовольствие и съемку движущихся объектов, во время которой я не раз спокойно доверялся автоматике, которая безошибочно определяет главный объект в кадре, а при съемке портретов — лица персонажей. Для тревел-фотографа подобная система является просто незаменимой, поскольку снимать приходится постоянно и много. Если использовать при этом кнопку блокировки фокуса, то камера будет “трекать” выбранный объект по всему полю кадра, что на практике оказывается весьма полезным. Кстати, система распознавания глаз в кадре в камере также доработана, поэтому автофокус способен зацепиться за глаза человека даже в случае, когда взгляд опущен или отведен в сторону. Признаться, такие результаты я встречаю в первый раз. Увеличенная скорость серийной съемки до 10 кадров в секунду в тандеме с непрерывным автофокусом творят чудеса.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Художник рисует граффити в районе Шордич, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/6.3, 1/125 c, ISO 160. @ Александр Хохлов
Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Прохожий выбирает газеты в китайском квартале, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 35mm F1.4 ZA, f/2.8, 1/100 c, ISO 640. @ Александр Хохлов

Автофокус камеры отлично ведет себя в условиях недостаточного освещения, позволяя комфортно фокусироваться на объекте даже при съемке в -3 ступени экспозиции.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Посетитель в галерее Tate Modern, Лондон.
Sony A7RIII, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/500 c, ISO 2000. @ Александр Хохлов

Как вы наверняка знаете, одно из основных преимуществ беззеркалок Sony в наличии у них встроенной стабилизации изображения. И эта немаловажная функциональная составляющая A7R III также подверглась доработке. Теперь с помощью стабилизатора можно компенсировать до 5,5 ступеней выдержки, тогда как предшественница могла компенсировать 4,5 ступени. Кроме этого, в камере установлен новый механизм затвора с низкой вибрацией, что дополнительно уменьшает риск дрожания кадра, особенно во время серийной съемки.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Подземный аквариум в Брайтоне, Англия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/30 с, ISO 1600, съемка с рук. @ Александр Хохлов

Еще одним интересным нововведением Sony A7R III стал режим Pixel Shift Multi Shooting, с помощью которого можно увеличить разрешение изображения в четыре раза. В этом режиме камера фиксирует четыре последовательных кадра, которые сдвигаются на один пиксель вверх, вниз, влево и вправо, а затем могут быть объединены в одно изображение с помощью нового программного обеспечения Imaging Edge. Хочу обратить внимание, что этот режим не работает с движущимися объектами. При съемке камера также должна быть неподвижной, что несколько ограничивает практическое применение режима Pixel Shift. Кроме этого, к его минусам можно отнести медленную работу программы Imaging Edge при объединении изображений Pixel Shift, поэтому при всем потенциале этой технологии ее еще стоит доработать.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/5.6, 1/250 c, ISO 400. @ Александр Хохлов

Выводы

После двух недель, проведенных в компании Alpha 7R III я могу с уверенностью сказать, что Sony продолжают свой уверенный путь к покорению рынка профессиональных камер. Грамотная работа над ошибками и последовательные улучшения предыдущего поколения под литерой R позволили бренду создать камеру, которую с уверенностью можно назвать одной из лучших полнокадровых беззеркалок, способной наравне конкурировать со своими “зеркальными” собратьями.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Американские горки на пирсе в Брайтоне, Англия.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/11, 1/1600 c, ISO 200. @ Александр Хохлов

Да, радикально улучшить пока удалось не все. Ресурс аккумулятора стал больше, но до профессиональных зеркалок еще не дотягивает. Меню по-прежнему изрядно взрывает мозг. Функционал сенсорного экрана хочется расширить для удобства доступа к меню настроек. Но если посмотреть на улучшения, то становится очевидно, что их количество перевешивает практически все недостатки камеры.

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Зал, спроектированной архитектором Захой Хадид, в Музее Науки, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/2.8, 1/60 c, ISO 400. @ Александр Хохлов

Как фотограф, предпочитающий работать в студии, я бы с удовольствием использовал Sony Alpha 7R III именно для этих целей, используя прекрасную детализацию матрицы и расширенный динамический диапазон новой “трешки” для создания отличных изображений. Но и для туристической съемки камера подходит идеально. Высокая детализация изображений и удвоенная скорость серийной съемки, быстродействие, фантастический автофокус, встроенная улучшенная стабилизация, высочайшее качество видео — все это способно сделать Sony Alpha 7R III бесценной камерой для профессиональной и любительской съемки. Удачи вам и хороших снимков!

Красота в деталях: Sony A7R III как туристическая камера
Здания в районе Барбикан, Лондон.
Sony ILCE-7RM3, FE 16-35mm F2.8 GM, f/8, 1/500 c, ISO 800. @ Александр Хохлов

Автор текста и фотографий: Александр Хохлов, профессиональный фотограф, официальный амбассадор Hensel в России
Сайт фотографа: www.alexanderkhokhlov.com