В одной из своих из прошлых статей я писал о бьюти съемке с портретной тарелкой HENSEL 22″ ACW BEAUTY DISH EH, WHITE, использование которой позволяет получить гораздо более сильный контролируемый контраст, чем, скажем, использование больших софтбоксов. В сегодняшней статье я хотел бы рассказать о таком редко используемом приеме (особенно в бьюти съемке), как работа с жестким светом, а именно съемка со стандартными рефлекторами. В предыдущих своих статьях я много и часто писал об объеме на снимке и его неразрывной связи с контрастом, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от расстояния между источником света и объектом съемки.

Чтобы получить высокий контраст рисующего света (для дальнейшей более тонкой работы с заполнением, рефлексом и контровым светом) необходимо сократить расстояние между источником и моделью. Однако не каждая насадка позволит нам снимать, не закрывая собою модель, будучи придвинутой на расстояние около 20-30 см. По этой причине, лучшим выходом является использование стандартных рефлекторов. Столь близкое расположение источника дает невероятно высокий контраст и прекрасно выделяет черты лица модели (наряду и со всеми недостатками, так что будьте очень внимательны и осторожны. Так же, будьте готовы, что подобное освещение накладывает большую ответственность на последующую ретушь кожи).

Первый снимок, иллюстрирующий работу с жестким светом, довольно прост в исполнении, но имеет свои небольшие нюансы, но о них чуть позже. Итак, схема этой картинки состоит всего из 2х источников света, один из которых рисующий, а второй фоновый. 2 прибора HENSEL EXPERT D 500, на них, в качестве насадки на рисующем источнике используется стандартный рефлектор HENSEL 7″ REFLECTOR без дополнительных аксессуаров, а для фонового освещения используется все тот же HENSEL 7″ REFLECTOR но с сотовой решеткой GRID NO. 2 FOR 7″ REFLECTOR для ограничения светового потока и для создания более акцентированного ореола вокруг плеч и шеи модели.

© Павел Молчанов
© Павел Молчанов

skhema_1_img

Теперь о нюансах:

Источник рисующего света находится на расстоянии примерно 25-30 см от модели и направлен не четко на модель, а слегка отвернут от нее в сторону камеры и направлен чуть перед ее плечами. Сделано это по тому, что стандартный рефлектор дает достаточно сильный акцент в центре поля с заметным падением экспозиции к краям. При направлении центра луча на лицо модели мы получили бы очень большой перепад освещенности на лице, чего в данном случае мне не хотелось (однако в других ситуациях это может стать прекрасным творческим решением).

Если бы подбородок модели был опущен чуть ниже, то тень от носа сильно уползла бы вниз, что могло заметно исказить черты лица модели. И даже такое незначительное изменение позы повлекло бы за собой необходимость изменения расположения источника. Пришлось бы опустить его чуть ниже и изменить угол, во избежание неопрятной тени.

Легкий градиент, создающий ореол вокруг плеч модели, так же имеет свою небольшую особенность — его центр находится примерно на уровне солнечного сплетения модели. При более высоком его расположении он стал бы сильно привлекать к себе внимание.

Следующая световая схема чуть более сложная, и состоит из трех источников: рисующего, моделирующего и фонового. В качестве приборов использовались HENSEL EXPERT D 500. Насадкой на рисующем источнике был стандартный рефлектор HENSEL 7″ REFLECTOR без дополнительных насадок, на моделирующем источнике был надет HENSEL STRIPBOX 30 X 180, а для подсветки фона использовался HENSEL 7″ REFLECTOR с надетыми 4-WING BARN DOOR WITH FILTER HOLDER FOR 7″ REFLECTOR.

© Павел Молчанов
© Павел Молчанов

skhema_2_img

А теперь более подробно:

Рисующий свет находится чуть слева и на расстоянии около 30 см от лица модели, установлен он выше головы и направлен слегка вниз. Это позволило получить очень густые тени на правой стороне лица модели, и создать длинную тень от подбородка на шее. Подобная тень прекрасно создает ритм с тенью на скуле, придавая снимку динамику.

Моделирующий свет установлен справа от модели на расстоянии около 50 см, почти на одной линии с ней, и направлен в камеру, задевая модель по касательной, что позволило создать очень плавный рефлекс на затененной стороне лица.

На фоновом источнике шторки прикрыты почти полностью, что позволило создать 2 полоски света (отражения от шторок) на фоне. Подобное освещение, в данном случае, является важной композиционной составляющей, так как линии наклона полос на фоне повторяют линию скул на затемненном участке лица модели, опять же добавляя снимку динамики.

В целом вся картинка получилась довольно ритмичной (на что несомненно повлиял высокий контраст), так как присутствует множество пересечений линий, таких как линии скул, ключиц, подбородка, освещения на фоне.

Во всех предидущих схемах отсутствовал заполняющий свет, это было обусловлено широким полем освещения в первом случае (где он попросту не нужен), и наличием моделирующего освещения во втором, где оно же и вытянуло слишком густые тени. В третьей картинке никак нельзя было обойтись без заполнения, но использовать стандартный подход означало бы напрочь потерять атмосферу фотографии.

© Павел Молчанов
© Павел Молчанов

skhema_3_img

Давайте по порядку:

При создании этого снимка использовались 2 прибора HENSEL EXPERT D 500 — один как рисующий, второй — как заполняющий.

На рисующий прибор были надет стандартный HENSEL 7″ REFLECTOR со шторками 4-WING BARN DOOR WITH FILTER HOLDER FOR 7″ REFLECTOR. Прибор находился на расстоянии примерно 1 метра справа от модели и выше ее головы. Шторки были прикрыты достаточно сильно чтоб ограничить световой поток только на лице модели. Расположение и расстояние до прибора позволило получить довольно грубый жесткий и контрастный свет, создавший атмосферу.

Заполняющий свет находится практически на линии с камерой (чуть ниже и правее от нее) и кроме своей стандартной функции вытянуть слишком густые тени, в данном случае, еще и окрашивает их в синий цвет благодаря надетому эффектному фильтру из COLOR AND DIFFUSION FILTER SET FOR 7″ REFLECTOR. Еще одним интересным моментом является то, что в качестве насадки используется не мягкий свет, как это часто бывает, а жесткий — стандартный рефлектор HENSEL 7″ REFLECTOR. Этот прием позволяет прекрасно подчеркнуть мелкие детали и фактуру в тенях.

Важные особенности при работе с жестким светом для портретной съемки:

  • Так как приборы находятся очень близко к объекту съемки, интенсивность света очень высока (даже на минимальной мощности), что может не позволить вам снимать на более или менее открытых диафрагмах (F5.6 — F8), чтоб исправить ситуацию я рекомендую вам использовать специальные ND фильтры, которые надеваются на источники света.
  • При работе с жестким светом очень часто модель приходится “запирать” в неподвижной позе, так как изменение позы повлечет за собой заметное изменение в светотеневом рисунке. По этому старайтесь заранее выставить “идеальную” позу, если это не получается по каким-то причинам, то обязательной дорабатывайте свет.
  • Работа с жестким и контрастным светом очень кропотлива, ведь жесткий свет не прощает ошибок (как мягкий) — все дефекты, как от неправильно выбранного угла освещения, так и на коже модели будут очень сильно привлекать к себе внимание.
  • Стандартный рефлектор дает неравномерное поле свечения с ярко выраженным акцентом в центре, и чтоб его растушевать можно использовать дифузный фильтр из COLOR AND DIFFUSION FILTER SET FOR 7″ REFLECTOR, надетый на рефлектор (использование фрострамы увеличит площадь свечения, что сильно повлияет на общий светотеневой рисунок в сцене).

Заключение

Работа с жестким светом очень интересна, хоть и не проста. Экспериментируйте со шторками, их углом и положением, используйте соты и фильтры — эти инструменты могут кардинально поднять уровень вашей творческой работы с освещением. Не бойтесь совершать ошибки — они ключ к развитию!

Автор статьи — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов
Гильдия рекламных фотографов

Hensel студийный свет

comments powered by HyperComments