Плёночная фотография возвращается. Производители плёнки расширяют фабрики и закупают новое оборудование. Среди фотографов появляется всё больший интерес к аналоговой фотографии. Многие молодые люди даже не знают, как с плёнкой работать. Для них это совершенно необычный опыт. Давайте разберёмся чем хороша съёмка на плёнку и с какими трудностями придётся столкнуться тем, кто решил взяться за старинную технологию.

1 Плёночные камеры долговечны и практически не устаревают

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Christina Paik

Многие компании десятилетиями выпускают одну и ту же модель плёночного фотоаппарата и не обновляют его техническую часть. Такие устройства как Nikon FM2 или Leica M2/M3 могут легко прослужить вам всю жизнь и не потребуют модернизацию.  Благодаря периодическому обслуживаию даже полувековые камеры могут работать как новые.

2 Доступное использование разных форматов

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Paolo Pellegrin

Плёночная техника обходится намного дешевле, чем современные цифровые камеры. Вы можете попробовать съёмку не только на 35-миллиметровую плёнку, а также более маленькие или большие форматы. Камеры, такие как Yashica, Pentacon 6, Mamiya и Kiev88 будут стоить довольно мало, но при этом вы сможете получать замечательное боке и потрясающую детализацию на крупных форматах.

3 Тон кожи и цвета

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Jason Lee Parry

Хорошая плёнка, такая как Fuji Pro 400H и Kodak Portra производят удивительные тона кожи. Это самая живая плёнка в плане цвета. Каждый тип пленки имеет свои уникальные характеристики. Сейчас многие фотографы пытаются имитировать в Photoshop эффект плёнки, её цвет и характер.

4 Использование плёночной техники заставляет совершенствоваться

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Atisha Paulson

Цифровая фотография прощает ошибки, а автоматические режимы позволяют не думать. Работая с плёнкой вы узнаете о фотографии столько много тонкостей, которые не открылись бы вам никогда с цифровой техникой. Вы станете более аккуратным, тепреливым, научитесь предвидеть моменты, лучше строить композицию, понимать глубину резко изображаемого пространства и зоны фокусировки и, конечно, научитесь видеть свет и использовать люксметр для выбора оптимальных настроек камеры.

5 Хороший пленочный фотоаппарат не теряет свою ценность

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Sergey Varaksin

Качественная аналоговая фототехника с годами не теряет свою ценность. Цифровая техника дешевеет с каждым годом. Новые модели выпускаются очень часто и моральное устаревание, а также появление более передовых моделей обесценивает цифровые камеры прошлых лет.

6 Учитесь работать с фотографиями в темной комнате, а не в Lightroom

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Sam Agnew

Проявляя плёнку и работая с фотоувеличителем, вы можете добиваться различных эффектов, подобно тому, что вы делаете в графических редакторах с цифровой фотографией.

7 Ощущения

Beautiful Street Film Photography by Alex Coghe (1)
© Alex Coghe

Все мы знаем, как ценители музыки относятся к записям на виниловых пластинках. Они говорят, что винил звучит более органично, чем компакт-диск. Многие фотографы пытаются имитировать текстуру, зернистость и цветопередачу плёнки, но повторить её широкий динамический диапазон и передать такие же детали практически невозможно в цифровом виде.

8 Плёнка позволяет сконцентрироваться

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Charlie Abbiss

После дня съёмки на цифровую камеру мы возвращаемся с 1000 фотографий в формате RAW, которые ещё нужно обработать. Из них можно будет выбрать максимум сотню тех снимков, которые пригодны хоть для какого-то использования. Вся работа по сортировке и редактированию отнимет кучу времени. После дня съёмки на плёнку вы получите около 40 фотографий и каждая из них будет продумана, взвешена и сделана с максимальной отдачей. Плёнка практически не требует никакой обработки, независимо от того, оцифровываете вы её или распечатываете на бумаге.

Преимущества:

  • внешний вид
  • Вы станете лучшим фотографом
  • Плёнка экономит ваше время
  • Плёночная фотография доступна, если вы знаете, что вы делаете
  • Великолепное боке, цвета и динамический диапазон

Недостатки:

  • Старые камеры трудно ремонтировать из-за отсутствия запчастей
  • Вы должны усердно заниматься, чтобы получать хорошие кадры
  • Требуется больше усилий, чтобы получить фотографии
Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Allen Ginsberg

Очень много профессиональных фотографов предпочитают работать с плёнкой. Недостатки не способны перекрыть все преимущества для тех, кто заинтересован в получении действительно хороших снимков. Даже кинематограф возвращается к плёнке.

Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны?

Пленочная фотография. 8 причин начать снимать на плёнку
© Mafalda Silvia

Если вы спортивный фотограф или фотожурналист, то съемка на плёнку не может быть лучшим выбором. Но для всех, кто хочет снимать отличные портреты, пейзажи или архитектуру нет лучше выбора, чем аналоговая фотография.

  • Sergey Shitikov

    Видимо, это написал человек, очень поверхностно знакомый с темой. Аналоговая фотография не имеет НИКАКИХ реальных преимуществ перед цифровой. Утверждаю это как профессионал, 30 лет занимавшийся плёночной фотографией и 10 лет — цифровой. Могу разбить в пух и прах все «достоинства», о которых пишет автор.

  • Сен Ли

    Плёнка, проявка (цвет), сканирование… в итоге это дорогое удовольствие.

  • олег гаврилов

    Давно известно, что снимает фотограф, а не камера! Статья- реклама, ни о чем.

  • Alexander Tripolski

    Есть люди делают сами эмульсию и наносят на стекляные пластины,есть,что снимают на пленку,но это уже вчерашний день.

  • Vladimir Sharov

    Купил года два назад мануальный фикс. К нему «в нагрузку» дали зеркалку и цветную пленку. Нашел дома от Зенита еще несколько ч/б пленок. Год назад зарядил две «PENTAXсовские» тушки одну цветом, другую монохромом. Сделал по тестовому кадру и вот уже год лежат в ожидании «шыдевров»… Вроде и хочется вспомнить юность выискивая сюжет и высталяя в ручную параметры, а потом затаится в темной комнате и колдовать при красном свете над негативом, но… Цифровая камера не знает перекуров (пусть и без шедевров), а пленочные продолжают пылиться на полке. Вывод — всему своё время.

  • Александр Гуткин

    Кто не умеет работать с цифровой камерой — объясняет всем остальным, что раньше было лучше!

  • Igor Ullman

    Из личных ощущений плёнки:
    — Напрягает временной интервал между нажатием на спуск и готовым снимком.
    — Необходимость таскать с собой кучу кассет, а потом их ещё и хранить где-то надо.
    — Затраты на плёнку, её обработку, а то ещё и сканер нужен дорогущий, если оцифровывать.
    + Картинка — зерно, боке, цвет. Но это такая вот прямо принципиальная разница с цифрой?
    + Камеры действительно не устаревают. Но надоедают :))

    Молодёжь тянет на экзотику — почему бы нет. Старики не умеют готовить Photoshop — их можно понять. Торговля раскручивает интерес к плёнке — доходный бизнес в нише, которая начала было терять популярность.
    Думаю, для всего найдутся свои любители. Но делать из своих пристрастий фетиш — это уже фанатизм.

    • Vyacheslav Shtyryaev

      Имею и плёнку и материалы, но не тянет заниматься полосканием в темноте.Я купил дорогой бесзеркальный цифровик и стал счастливым фотографом!Качество от хорошей стабилизированной оптики вполне устраивает -оно выше , чем у старого стекла!